simhost

Кино на выходные. «Экзистенция» Дэвида Кроненберга — моя биоэлектронная радость

Кино на выходные. «Экзистенция» Дэвида Кроненберга — моя биоэлектронная радость
Канадский режиссер Дэвид Кроненберг начинал снимать свои дикие фильмы в 70-х годах прошлого века, еще будучи студентом университета. Главная тема его кинематографических исследований раннего периода — мутации человеческого тела, под воздействием различных химических веществ, либо неких внешних фантастических обстоятельств.

«Сканеры», «Видеодром», «Обед нагишом» по скандальному роману Берроуза, маниакальная «Автокатастрофа» и, особенно, «Муха»… Кроненберг всегда ходил на грани реальности и безумия, погружая зрителя в свои лютые иллюзорные миры, понять которые было дано не всем, но забыть, хоть раз увидев — крайне сложно.

В 1999 году, прямо накануне выхода той самой «Матрицы» братьев-сестер Вачовски, Кроненберг выпустил фильм «Экзистенция», который хоть и получил приз «Серебряный медведь» Берлинского фестиваля, но до широкого зрителя так и не добрался, потерявшись в общей волне популярности «Матрицы». Об этом занимательном фильме я и хотела бы рассказать.



Культовый игровой дизайнер Аллегра Геллер (Дженнифер Джейсон Ли) проводит презентацию своей новой игровой приставки. Консоль не совсем простая, она биоэлектронная, смесь микросхем и живого существа. Подключается это устройство прямо в тело игрока, в специальный разъем в нижней части позвоночника.

Но презентация, не успев толком начаться, вдруг выходит из под контроля, на геймдизайнера нападет убийца, по дороге отправив в мир иной парочку тестировщиков. Аллегра бежит с охранником Тэдом Пайклом (Джад Лоу), не забыв захватить свою любимую консоль. Тут-то и начинается самое интересное.

Тэд — парень простой, еще не вовлеченный в индустрию. Для подключения приставки в организм, Аллегра уговаривает его пробить в теле разъем, тем более, с ее слов, «моя консоль болеет, надо понять, что с ней». Тэд соглашается — и попадает в мир игры, где все как в реальности. Точнее говоря, почти как в реальности.

Это все тот же лес, тот же воздух, все та же вода. Но события направляют Аллегру и Тэда в свое русло игрового нарратива, мягко, но достаточно решительно. Показателен момент в кладовке ресторана, где на героев вдруг нападает желание. «Не сопротивляйся», — шепчет Аллегра. «Видимо, по сценарию у наших персонажей должен быть секс».


Внутри самой игры также есть игровые магазины, где наши друзья покупают… да, именно, игровую консоль. Которую подключают в тело, попадая в мир игры, который находится внутри мира предыдущей игры. И так несколько раз, пока происходящее на экране не превращается в полную кашу: со стрельбой, злодеями, спасением несчастных, разделением на плохой-хороший, с вычурными монологами, напоминающими дешевые бульварные романы.

Кроненберг умело отыгрывает ситуации, когда зритель легко догадывается, что будет дальше, а за счет блестящей игры актеров (например, Вильяма Дэфо) фильм ловко балансирует на грани фарса и трагедии, выруливая, под конец, именно в фарс. Нет, здесь нет никакого манифеста, как может показаться — Кроненберг в принципе манифесты не любит, он повествователь, обнажающий эмоции до состояния оголенных электрических контактов. И замыкает их, по одному, в каменным лицом.

Играющие (или играемые) люди смешны и нелепы, они же — жестоки и конкретны. Есть цель, нужно сделать, достичь окончания уровня. Зачем? Что ты спрашиваешь, исполняй свою роль, черти свою линию. Береги свою консоль, вокруг которой крутится весь сюжет. Береги своих вымышленных героев, они важнее каких-то людей рядом. Тем более, что эти люди — такие же персонажи, пустышки, которые ни веры, ни любви не достойны.


У фильма нет глубоко запрятанной морали, а в определенный момент исчезает вся суть, и сделано это явно намеренно. Режиссер оставляет только гейминг, игровой процесс, шикарно исполненный актерами. А к финальному боссу все разгоняется до таких скоростей, что пытаться уследить за сюжетом становится и вовсе невозможным.

«Постой, мы все еще играем?», — вопрошает один из героев то ли реальности, то ли игры в финальных кадрах. Ответа на этот вопрос нет ни у автора, ни у зрителя. Ответ и не имеет значения, и в этом вся прелесть «Экзистенции». Очень советую.
ЭкзистенцияДэвид Кроненберг
Статьи по теме
6 комментариев
12 августа 2016 | 17:12
0
А я смотрел его, там про виртуальную реальность, когда люди втягивались и потом не могли отличить реальность от игры.
12 августа 2016 | 17:15
0
«Постой, мы все еще играем?»- Надо было просто раскрутить маятник... а фильм то опередил Начало, Матрицу и прочее)) хе хе...ай ай ай Нолан, вот откуда ноги растут. А я пропустил, не знаю каким образом, но....постараюсь восполнить в ближайшем же перелёте
12 августа 2016 | 17:18
0
@evgenii.bad да, он опередил Playstation NEO даже :) там много отсылок к погружению в виртуал, поразительно порой.
12 августа 2016 | 17:18
0
Насчет подмены реальности да, опередил, но у Кроненберга тут тематика игровая затрагивается тоже. Но в нолановском "Начале" там тоже потом герои путали реальность и свои трипы. Верно подметил.)
12 августа 2016 | 21:36
0
"фильм ловко балансирует на грани фарса и трагедией" - тут ошибка, а до этого два раза "блестяще" и "блестящей" повторяется. Это я бегло прошелся. Извиняюсь, если что. :)
12 августа 2016 | 21:45
0
@Sovenysh исправлено, спасибо за внимательность
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Полное или частичное копирование материалов сайта без согласования с редакцией запрещено.