15 декабря состоялась мировая премьера фильма «Вавилон» режиссера Дэмьена Шазелла. Амбициозный проект должен был стать украшением киносезона, однако историю о немом Голливуде ожидал провал. Минимальные кассовые сборы и непринятие критиками вынудили студию Paramount к решительным действиям. 31 января, спустя чуть больше месяца со дня премьеры, фильм «Вавилон» получил цифровой релиз. Что не так с картиной «Вавилон» и почему все не получилось с самого начала?
Где, когда и кто?
Жаркая Калифорния. Блистающий Голливуд в 1920-е годы. Немое кино - главное искусство мира. Звезда и амбассадор киностудии M.G.M Джек Конрад (Брэд Питт) получает от славы все. Главным образом, конечно, женское внимание и большие гонорары, не забывая при этом присутствовать на всех вечеринках на голливудских холмах. На одном из подобных масштабных и дорогих дебошей, где основополагающими служат алкоголь секс и наркотики, мистер Конрад в промежутках между бокалами, берет к себе в ассистенты Мэнни Торреса (Диего Калва), одного из организаторов вечеринки.
Мэнни в свою очередь, в этой многосословной вакханалии знакомится с начинающей актрисой Нелли ЛаРой (Марго Робби). Естественно, влюбляется. И именной данная, бурлящая и длинная ночь знаменует старт истории. Истории трех людей. Идола немого кино, мексиканского эмигранта-разнорабочего и провинциальной актрисы, приехавшая за американской мечтой.
Что же снял Дэмьен Шазелл?
«Вавилон», действительно, стоит воспринимать как любовное письмо к кино. С одной оговоркой. Послание адресовано не всему кинематографу, а фильмам, которые любит Шазелл. «Вавилон» не ода гигантской индустрии, лишь ее незначительной части, хранящаяся у режиссера в памяти, заметках, книгах и домашнем киноархиве. Безусловно, «Вавилон» - самая трудоемкая, эмоциональная и бескомпромиссная работа Дэмьена Шазелла. С первых сцен виден режиссерский стиль. С первый сцен Шазелл показывает, кто и как покажет публике нутро Голливуда начала XX века. Венцом этого становится почти 40-минутная вечеринка в роскошном замке Shea's Castle, где постановщик обливает нас кровью, потом и безумием, потерявшим контроль.
Это происходит до момента, когда Дэмьен Шазелл приступает к отдельным презентациям жизни главных персонажей. Начинается рассказ «Что было дальше». Персонаж Брэда Питта довольствуется статусом, Диего Калва карабкается по карьерной лестнице, а Марго Робби в нескончаемом экстазе добивается первых ролей. Все замечательно. Впереди еще больший успех? Не так ли? Но, дальше наступает неизбежное. В кино появляется звук. И начинается массовая ассимиляция актеров. Новые правила, новые требования. Новый мир нападает на героев.
Впрочем, как бы не защищались Джэк, Мэнни и Нелли, свои схватки они проигрывают. Дэмьен Шазелл, как истинный романтик и мечтатель, позволяет каждому из них попрощаться с эпохой. Каждый уходит в неизвестность. Во тьму, где нет выхода. Где, нет возможности вернуть прежнее время.
«Вавилон» должен был стать сенсацией?
Правда, на фильм возлагали большие надежды. На это есть три причины.
Первая. Дэмьен Шазелл. Самый молодой режиссер, кто получил премию Оскар в номинации «Лучший режиссер». Каждая из его предыдущих работ получала признание. Кассовое/зрительское и профессиональное. Фильм «Одержимость» - сборы почти 49 миллионов долларов, при бюджете чуть больше 3-х миллионов. Три премии Оскар. «Ла-Ла Ленд» - потрачено 30 миллионов, заработано - 447 миллионов. Шесть премий Оскар. Байопик «Человек на Луне» - скромные 105 миллионов, при затратах в 59 миллионов, к сожалению, одна статуэтка Оскар.
Вторая. Актерский состав и команда Шазелла. В фильме снялись: Брэд Питт, получающий полное удовольствие от своей сегодняшней формы (физической и актерской), Марго Робби, одна из главных актрис в индустрии, новичок Диего Калва, а также Тоби Магуайр, Кэтрин Уотерстон и Джин Смарт. Вполне именитый список. Оператор фильма - Линус Сандгрен, композитор - Джастин Гурвиц, монтажер - Том Кросс. Эта троица - неотъемлемая часть всех картин Дэмьена Шазелла, своего рода, обязательный пункт в контракте режиссера.
Третья. Бюджет. У 38-летнего постановщика в распоряжении оказалось 80 миллионов долларов. Согласитесь, не каждому студия Paramount выделит подобную сумму. Да, убытки в итоге перекроет успех фильма «Топ Ган: Маверик», но кассовая неудача «Вавилона» и отсутствие ленты в главных номинациях на Оскар стали тревожным сигналом продюсерам.
Что произошло на самом деле?
Ни критики, ни зрители не приняли фильм. Перечисленные причины не спасли «Вавилон» от публичного разрушения. На сайте Rotten Tomatoes картина имеет мнимые 56 процентов от прессы и 52 процента от зрителей. «Вавилон» оказался в Лимбе. Шазелла не пустили ни в Рай, ни в Ад. Почему? На данный вопрос есть ответы.
В пример возьмем отзывы главных американских изданий. Перечислим основные претензии от журналистов.
Режиссерская работа.
Рецензент The Washington Post, заявил что режиссер не может рассказать цельную историю. «Шазелл не столько рассказывает историю, сколько собирает воедино последовательности, которые попеременно цитируют «Славные парни» и «Ночи в стиле буги», не будучи при этом ни ужасающе элегантными, ни вызывающе приятными».
The New York Times обратил внимание на то, как постановщик недостоверно показывает Голливуд. «Шазель не утруждает себя положительными ролевыми моделями или социальным подъемом. В основном, он увлечен тем, что Голливуд пытался скрыть, особенно после некоторых скандалов, получивших широкую огласку в 1920-х годах».
«В «Вавилоне» есть моменты, скажем, в одной из сцен или в искусно выдавленных слезах Нелли, когда вы видите, что могло бы быть, если бы Шазелл уделил столько же внимания фильмам той эпохи, их удовольствию и красоте, сколько их грязным историям». Также было отмечено, что «У Шазелла теперь более крупный бюджет и он жаждет продемонстрировать свои новые игрушки. Во время вакханалии на вечеринке камера не парит, а кружит и порхает, как обкуренная колибри».
New York Post разделяет точку зрения коллег. «Шазелл настолько увлечен изображением грязной подноготной Голливуда в этой сатире, что перегибает палку»
Впрочем, многие авторы отметили, что Дэмьен Шазелл вновь продемонстрировал мастерство и опыт, полученные в прежних работах.
DailyNews пишет: «За камерой Шазелл как никогда визуально властен. Воссоединившись с оператором «Ла-Ла Ленда» Линусом Сандгреном, Шазелл наполняет «Вавилон» самыми сложными движениями камеры и съемками с крана в своей карьере, включая один пролет в последнюю минуту через переполненный кинотеатр, который настолько технически впечатляет, что невозможно не поразиться ему».
The Wall Street Journal также отмечает операторскую работу. «Хлесткие панорамирования, захватывающие дух съемки со Steadicam и динамичная джазовая партитура Джастина Гурвица усиливают ощущение нескончаемой вечеринки, которую никто не хочет покидать».
Главные персонажи фильма.
Не все остались в восторге от персонажей картины. Для New York Times все оказалось слишком просто. «Их привычки вне экрана неинтересны - люди принимают наркотики и занимаются сексом, и все такое. Настоящий скандал заключается в том, что в их фильмах нет ничего особенного, которые Шазелл делает глупыми, небрежными и уродливыми»
Time обращает внимание на неинтересную героиню Марго Робби. «Ее центральная героиня - самовлюбленная особа, не имеющая ни сложности, ни внутренних противоречий».
The Washington Post дополняет. «Развратная, похотливая, либидинозная, Нелли - героиня картины, которая в своем восхищении ее самыми возмутительными выходками (разница между безумием и беспределом, в конце концов, заключается лишь в нескольких случайных буквах) начинает казаться навязчивой».
При этом The Wall Street Journal хватит образ Джэка Конрада. «Джек в исполнении мистера Питта, прекрасно понимая, как мало уважения вызывает его работа, продолжает настаивать на том, что то, что он и его коллеги делают, является искусством или, по крайней мере, имеет ценность».
«Вавилон» не произвел впечатление.
Журнал Time довольно критично высказался о фильме в целом. «Вавилон» - это маниакальное разрастание, которое только притворяется, что прославляет кино. На самом же деле он о чванстве, тупой сенсации, самодовольстве и умышленном игнорировании истории. Амбиции режиссеров - это хорошо, без них невозможно движение вперед, особенно сейчас, когда проекты для большого экрана становится все труднее и труднее реализовать».
«Вавилон» - это не фильм, снятый с любовью или даже с какой-либо степенью точности; он претендует на то, чтобы быть фильмом о «любви к кино«, но больше всего на свете он стремится воздать славу своему создателю».
The Wall Street Journal добавляет. «Вавилон» - это не столько история, сколько серия слабо связанных между собой сцен, в которых заключены легенды Голливуда, и многие из этих эпизодов незабываемы».
The Washington Post обращает внимание на сложность фильма. «Когда это запутанное, переполненное, утомительно дигрессивное путешествие, наконец, рушится, как многие похмелья после попойки, смысл Шазелла теряется в хаотичном тасовании» и провозглашает, что «Вавилон» - пышная, но несфокусированная валентинка расцвету Голливуда».
USA Today наборот признает величину фильма. «Вавилон« выглядит и звучит круто: Первоклассный дизайн воссоздает магию старых декораций и источает шумную атмосферу в открывающей фильм вечеринке».
DailyNews также согласен с мнением об эффектности картины. «Подобно разъяренному слону, буйствующему на открывающей фильм вечеринке, «Вавилон» Дэмьена Шазелла - это дикий зверь. На протяжении 188 минут фильм сохраняет свой бешеный темп».
Единственное, в чем оказались солидарны критики, так это в актерской игре Марго Робби и Диего Калдо. Для многих было удивлением, что актриса не получила номинацию на Оскар.
Тот же The New York Post хвалит актрису за энергетику. «Робби наиболее привлекательна и возмутительна в таких зажигательных ролях, как Нелли. Здесь же она - что-то вроде Харли Квинн, переехавшей в солнечную Калифорнию, которая говорит все, что хочет, и ведет себя так, как ей заблагорассудится».
USA Today подчеркивает неподконтрольный образ, который Марго удалось создать. «Робби, благодаря сочетанию физической силы и самообладания, управляет самыми буйными сценами, когда Нелли теряет самообладание на съемочной площадке, портит модную вечеринку и борется с гремучей змеей».
The Washington Post кратко резюмирует. «Марго Робби бесстрашно исполняет роль одурманенной кокаином бездарности».
Отдельной похвалы удостаивается Диего Калва.
The New York Times назвает игру Калва лучшей в фильме. «По сравнению с масштабными, порой карикатурными, физически демонстративными выступлениями Питта и особенно Робби, Кальва относительно сдержан и реактивен, что приближает его действия к современным представлениям о реализме. Эти различия добавляют сложности и столь необходимой смены ритма».
The Washington Post отмечает важную роль персонажа Калвы. «Мэнни в исполнении новичка Диего Калвы, напоминающего молодого Хавьера Бардема, является этическим центром фильма, который закручивается, подобно гире, в запредельные области разврата и распада».
Вердикт.
«Вавилон» поистине получился масштабным фильмом, где виден Дэмьен Шазелл. Видны его упорство, скрупулезность и любовь к делу. Возможно, это его главный фильм в карьере. Его магнум опус, чья сила и значимость познается многими спустя время. Сейчас же для большинства «Вавилон» это набор примитивных и скучных историй, неитригующих персонажей, а главное для многих картина предстает трехчасовым тяжелым путешествием на сто лет назад. В мир, где кинематограф умело превращал в магию все, что видел. От пьянства главных звезд до эмоциональных истерик на съемочной площадке. Для Дэмьена Шазелла то время знаменует свободу, раскрепощенность и чистое искусство. Искусство с его трагедияями и успехами, слезами и смехом. С неистовой надеждой в собсвенные силы, способной вдохновить каждого.
Оставьте свой комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.