simhost

Миссис Джин Кинг, вы пытаетесь меня победить, не так ли? Рецензия на фильм «Битва полов»

Миссис Джин Кинг, вы пытаетесь меня победить, не так ли? Рецензия на фильм «Битва полов»
Одержимость самой игрой в теннис, быть всегда первым, вне зависимости от времени и места, одежды и количества соперников, помогла Бобби Риггсу не только оказаться в международном зале теннисной славы, но и неудачно вписать свое имя в историческое событие под рекламным названием «Битва полов». Он хотел и умел выигрывать, однако каждое восхождение всегда оборачивается оглушительным спуском.

Объективный взгляд на конкретное историческое мероприятие весьма сложен, даже в тех случаях, когда непременно нужно держать собственные эмоции (естественно, это касается режиссера и сценариста), тем более, если его резонанс бьет по многих аспектам (начиная от газетных заголовков вплоть до профессиональных контрактов). Матч между Бобби Риггсом, находящимся в хорошей физической форме и предпенсионном возрасте, и Билли Джин, теннисной бунтаркой, стремящейся к равноправию полов. Конфликт не поколений, конфликт за право нахождения на самом верху пищевой цепи, практичный метод спортивной дуэли, где победитель получает все.


Поставленная задача авторской отрешенности для тандема Дэйтон – Фэрис (семейно-режиссерский союз весьма благополучен в своей производственной ипостаси, «Маленькая мисс Счастье» и «Руби Спаркс» тому пример) не выглядит сверхсложной, тем более, за сценарий отвечает Саймон Бофой (написавший того самого Бойловского «Миллионера из трущоб). Далее лучше. Приглашение на главные роли Эммы Стоун и Стива Карелла и вовсе сподвигает сильный по именам фильм на возможные номинации. Однако для этого еще необходим, как минимум, кассовый успех (критики свою работу выполнили, 85% положительных отзывов уютно чувствуют себя на Rotten Tomatoes). Тем не менее, тот осторожный способ подачи, умело скрывает свои же недостатки, вовремя сменяя акцент внимания на второстепенные элементы, будучи уверенным в их дееспособности (здесь это воплощается в шутливых перепалках от лица комика Сары Силверман и нескольких сценах, знаменующих временное спокойствие).


Период, когда происходит матч (1973 год – войска США уже покинули Вьетнам, а общество остывало от хиппи и нонконформистов), оставляет свой след и в данной истории. Андреа Райсборо в образе Мэрилин Барнетт, свободного, личного парикмахера Билли, свидетельство того яркого протеста. Этим не бьют под дых и уничижительным жестом не тычут, аккуратно, почти политкорректно шифруют ее и Джин в номере отеля, где девичьи платонические утехи открывают другую первую ракетку мира. Более ранимую, интимно незащищенную даже от самой себя (после звонка мужа она сама ложится в кровать к Мэрилин). Подобный поворот поначалу не сказывается на эмоциональном состоянии героини Стоун, впрочем, со временем приходит осознание/выбор в пользу чего/кого окажется ее заключительное очко.

Решение, как всем кажется, трудное, но совершает она его донельзя просто, в некой степени буднично, с классическим для жанра уходом в свою стихию, где теннисного корта и переброшенного через сетку мяча хватает успокоиться и восстановить баланс. Возможно, и было уместно добавить громкости в любовный треугольник, однако муж Билли, чем-то напоминающий игрушечного Кена (высокий, сложенный блондин) отнесся к случившемуся спокойно. Не стал сильно учить уму разуму, поднимать ценность брака как семейного института, да только предупредил коллегу/соперника по постели своей жены о ее теннисной верности. Взял чемоданы и ушёл.


Антураж же самих 70-х со своими разноцветными женскими нарядами и модными мужскими бакенбардами, вызывает стойкое ощущение сконцентрированности на двух жизненных путях Бобби и Билли, без лишних увиливаний, способных ненароком навредить ходу сюжета. Карелл, к слову, внешне весьма схож с Риггсом, воспроизводится больше комическим, фривольным болтуном, пытающимся между делом/блэкджеком с психиатром/теннисом спасти свой брак, стать наконец-таки мужем, опорой семьи, о чем постоянно просит его жена Присцилла (Элизабет Шу). Но Риггс остаётся самим собой, даже в клубе игроманов ухитряется произнести речь о том, что у собравшихся нет зависимости, они просто не умеют играть, в этом то и обстоит дело.

Теннисист, провозгласивший себя шовинисткой свиньей, ночью в телефонном разговоре приглашает Джин сыграть матч, между делом спрашивая, бреет ли она ноги. Все это, конечно, смешно, но для Билли этот звонок сродни оскорблению. Вследствие чего случается отказ от предложения суммой 35 000 долларов. Решается она только после проигрыша Маргарет Смит-Корт тому же Риггсу. Однако условия диктует Джин (от покрытия корта до комментаторов). Матч должен случиться.

Главное действие демонстрируется относительно раритетно, без особых стилистических операторских приёмов (в этом плане Линусу Сандгрену немного повезло, «Ла-Ла Ленд» его рук и камеры дело) и показанное больше похоже на архивные видеоматериалы, чем на зрелищный по своим меркам эпос. Да и длится он относительно небольшое количество времени, дабы не превращать корт в боксерский ринг, где должным образом смакуются каждые удары (в пример можно привести открывающую сцену «Крид: Наследие Рокки», самого итальянского жеребца и «Левшу» с Джилленхолом). Вся эта постная по подаче «Битва полов» превращается в довольно любопытное побоище с национальным размахом, где Билли Джин легко прикрывает цирковое шоу, между делом меняя историю.


Можно выбросить фильму перчатку за нехватку тяжелых драматических моментов, эмоциональных хлопков дверью и битых истерик, чтобы оказаться на одной волне с героями. Но так сложилось, что та, в некотором роде, трагичность мужского тенниса, могла не выдержать, в рамках картины, разумеется, насильственного нагромождения серьёзности, из-за чего пришлось бы поднимать лишние для истории социальные, классовые и сексуальные темы (хотя есть пара модельеров, как очередной отголосок той волны протеста). Кстати, именно Алан Камминг (один из них) говорит Стоун в финале, что когда-нибудь она сможет об этом открыто заявить.

«Битва полов», находясь в своей оптимальной форме, показывает, словно Билли Джин, как умеет играть под давлением, действуя правильно, по-профессиональному. Сочетание комического и трагического в драме превращает фильм в хороший по сегодняшним меркам байопик. Без надрывов в душе, слез, потерь и жизненных утрат. Как говорится, гейм, сет, happy end.
киноРецензиястатья
Статьи по теме
Оставьте свой комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Полное или частичное копирование материалов сайта без согласования с редакцией запрещено.