С 9 сентября в российской прокате - «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова. Экранизация романа Алексея Сальникова предстает захватывающим действом, где прошлое не может выйти за рамки и обрести цвет, а настоящее стремится вылечиться.
У Петрова (Семен Серзин) вечер явно не удался. Сначала нелепая ситуация в автобусе, затем ещё хуже. Незапланированная пьянка с неизвестным (Юрий Колокольников) в газеле-катафалке. И это накануне Нового года. В это время его жена (Чулпан Хаматова) мается на работе и слушает стихи местных поэтов. Кажется, плохие вечера - дела семейные. Усугубляет положение грипп сына. Однако будничная история о непростой на первый взгляд семье оборачивается настоящим приключением, где эпохи сталкиваются, а люди теряют судьбы. В Новый год. В главный праздник года.
Новый фильм режиссера Кирилла Серебренникова действительно можно назвать одним из главных событий в российской кино в 2021 году. И дело не в том, что картина участвовала в основном конкурсе Каннского фестиваля. Кино Серебренникова обладает магическим свойством погружать в себя, давать возможность стать свидетелем событий, стать частью того или иного времени. «Петровы в гриппе» не просто прямая история с началом и финалом, картина словно Уроборос, не знает, где с чего все началось и чем закончится. Есть только русская семья, русская реальность и русская зима. Остальное сказка, воспоминания, когда запоминается в большинстве только хорошее. Здесь и детский утренник, костюм Соника и тёплая рука отца и матери. Все одновременно кажется таким близким и далёким, что остаётся лишь попробовать вновь прочувствовать тот миг. Миг счастья. Миг вселенского спокойствия.
Серебренников, безусловно, не идёт по пятам романа Алексея Сальникова. У героев фильма немного иная судьба. Да, немного упрощенная, тем не менее, это не становится проблемой общему повествованию. «Петровы в гриппе» веселы и находчивы. Оптимистичны и трагичны. Посмотришь налево - классический застольный разговор о мироустройстве. Посмотришь направо - боль русской девушки из глубинки. Если всмотреться прямо, то возможно рассмотреть настоящее. Свое, расплывчатое и исчезающее под снегопадом. И со временем, кажется, что все, ничего нет, но необъяснимым образом возникает новое/старое, которое кротко и почти безнадежно. Может поэтому в «Петровых в гриппе» ощущается «Нью-Йорк, Нью-Йорк» Чарли Кауфмана с его сюжетом лабиринтом, когда нет рамок для времени.
Безнадёга видна в истории снегурочки в исполнении Юлии Пересильд и в романтике Юре Борисове. Они как и другие герои фильма блуждают в поисках лучшего, что обеспечит спокойствие и стабильность. Именно в этом постоянном путешествии по разным мирам и жизням Серебрянников пытается ухватить нашу самобытность, которой тесно в одном слове. О чем «Петровы в гриппе»? О времени, когда были хорошо? О ком? О нас, которые застряли не ясно где? Серебренников даёт многозначный ответ на данные вопросы. И это в принципе вполне по-русски. Что сам увидел, то и думай. Главное смотри и не прекращай сомневаться в увиденном. Но, что конкретно перед тобой. Сюрреализм фильма граничит с жёсткой реальностью. Союз этих двух даёт мощный заряд ностальгии и страха, счастья и сожаления, авантюризма и беспринципности. «Петровы в гриппе» - эмоциональные качели, где адреналин от увиденных событий не даёт заскучать.
Если все же попытаться описать фильм одним словом, то, вероятно, подойдёт слово - современность. Кирилл Серебренников один из немногих, кто чувствует пульс дня. Вероятно, поэтому в фильме играет Иван Дорн, рэпер акционист Хаски и поэты Юлий Гуголев, Андрей Родионов и Шин Брянский. Его «Петровы» порой нелепы, раздражительны, слепы и наивны. Однако все это позволяет им оставаться живыми. Да, с высокой температурой, да с похмелья, да с традициями, но от этого не уйти, не уехать. Все рано или поздно все окажутся в автобусе, где идут беседы о стране, людях, смерти, нравах и правах. И не ясно куда едет этот автобус. То ли в рай, то ли в ад. Важно будете одно. Оплатить проезд и по возможности не пропустить свою остановку.
Оставьте свой комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.