С 17 января в российском прокате «Две королевы» - исторический фильм британского театрального режиссера Джози Рурк. Основанная на романе Джона Гая «Моя жизнь принадлежит мне: настоящая история Марии — королевы Шотландии» картина о женской борьбе за английский престол включает в себя современные правовые равенства и уповает на незыблемость феминистического начала, обусловленного сменой эпох. Когда стойкость и преданность своим идеалам единственный вариант не изменить себе.
Так сложилось, что имея дело с исторической основой и фактами, режиссерская объективность должна соблюдать баланс между документальностью и художественностью, при этом сохраняя право на личное высказывание. Джози Рурк, являясь художественным руководителем театра «Donmar Warehouse», решила инсценировать в «Двух королевах» классическую постановку, во избежание сюжетных колкостей и усложненных переплетений. Её прямолинейно выстроенные отношения между Марией Стюарт (Сирша Ронан) - королевой Шотландии и кузиной Елизаветой I (Марго Робби) — королевой Англии и Ирландии создают привычную биографическую драму про угнетенных и властвующих. И это воспринимается, как данность жанру, который вынуждает автора следовать привычному каноническому изображению хронологических событий, не давая момента для свободной интерпретации и демонстрации эмоциональной глубины главных женщин страны и фильма.
«Две королевы» изобилует дворцовыми переворотами, свойственные тому времени, последствия которых так рьяно влияли на отношения не только внутри семьи, но и на судьбы целых государств. Рурк создает из происходящего костюмированный исторический квест, цель которого для Марии Сюарт — взойти на трон Англии и родить наследника престола, для Елизаветы — сохранить корону и свое положение, оставаясь непоколебимой и неоспоримой в правлении. В картине о двух главенствующих женщинах разворачивается конфликт за правомерную независимость с актуализацией сегодняшних проблем, обозначающие революционные мотивы в общественном строе. Транслируя через свой фильм мейнстримовых темы в виде свободы выбора и гендерного разделения, Джози Рурк страхуется перед публичным взором, акцентируя внимание на скрытых подтекстах.
Однако довольно быстро приходит осознание, что «Две королевы» ничего не могут предоставить, кроме работы художников – постановщиков и художников по костюмам. Режиссер старательно выписывает XVI век, со всеми его наглядными чертами и свойствами. Роскошные приемные дворца, привилегированное окружение, тайные советы и залихватское обсуждение внешней и внутренней политики. Формально, демонстрация подобного обязана подогревать ключевые события финала. Однако на деле у Рурк получаются обыденные сцены из жизни королевы и ее двора, с типичными светскими разговорами о семье любви и долге стране. Лишь изредка сопоставляя быт Марии и Елизаветы, возникает нерв, который должен выявить сторонников той или иной позиции в отношении царствования Англией.
Равномерно развивая сюжетные линии, Джози Рурк сам же и распутывает интригу, не давая зрителю самому участвовать в эмоциональной и интеллектуальной партии между Шотландией и Англий. Поэтому возникает навязанное недоумение от того, как выстроен сам фильм. Вероятно, предположить, что режиссер следовала личному театральному инстинкту, без оглядки на тренды и предпочтения современной культуры. Ее «Две королевы» - заурядное, но в то же время фактурно выделяющееся кино, без явного намерения спекулировать на своем содержании, отдавая предпочтения фабульной строгости и образцовой актерской игре. Главный дуэт Ронан — Робби оптимальный вариант демонстрации конфликта поколения. Молодость и амбиции против утвержденных правил и норм, когда жесты и мимика позволяют полностью раскрыть спектр патетического состояния героинь.
Тем не менее, начиная сравнивать «Две королевы» с предшественниками, то становится, очевидно, что фильм Джози Рурк не в состоянии соперничать с хлёсткой «Фавориткой» Йоргоса Лантимоса, ни в режиссуре, ни в личной уверенности в собственном успехе. Если картина греческого автора дико и без стеснения выплескивает всю себя, то «Две королевы» стеснительно пытаются вставить свое незначащие мнение, оставаясь довольными просто наличием собственной позиции на определенный временной отрезок. И не смотря на воссозданный социальный реализм XVI века, кино о Марии Стюарт и Елизавете, ощущается, как не особо важный урок истории в конце учебного дня.
Оставьте свой комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.