С 14 февраля в отечественном прокате выходит – «Айка» Сергея Дворцевого. В главной роли Самал Еслямова, получившая на Каннском фестивале «Золотую пальмовую ветвь» за свою актерскую игру. В центре истории девушка из Киргизии, которая в одиночку противостоит столичной жизни. Не поминая к чему это приведет.
«Айка» - сильна. Не только как художественное произведение, но и как образ женской жертвенности и стойкости. Побег из роддома – входная точка, после которой будет трудно и без последствий покинуть мир, показанный Сергеем Дворцевым. Его авторский взгляд на проблемы эмиграции, где переполненные съемные квартиры представляют отдельное государство со своими порядками и законами. Здесь, где пара квадратных метров – есть дом, место для мечты и желаний, а вовремя заплаченный ежемесячный платеж, переходный рубеж в удовлетворительное состояние без хозяйских тычек и напоминай. Для Айки сейчас подобное - роскошь, которую она себе не может позволить. У нее нет работы, денег и времени, чтобы расплатиться с долгами. Только постродовая боль и страх не успеть к сроку остались у Айки. Она осознает, что шанс вернуть гармонию жизни крайне мал и ей придется пойти на опрометчивый шаг.
«Айка» - неудобна и колюча. Сергей Дворцевой берется за демонстрацию социального имиджа эмиграции. Его кино фиксирует реальность «приезжей» Москвы, ее клановость, обычаи и традиции в условиях человеческой неуместности. Однако Айка пытается сохранить в себе веру и надежду, не смотря на моральное истощение. Её критическое положение диктует, что последующие проблемы будут больше и серьезнее (не зря в фильме говорят о длительном снегопаде и рекордных осадках). Следуя за ней при помощи камеры оператора Иоланты Дылевской, когда каждое движение импульсивно, ощущаемо и правдиво, раскрывается природа существования «маленького» человека. Его одиночество, почти безнадежность. Однако для Айки «почти» означает возможность спастись и исправить совершенную ошибку. Понять, что ступив на путь деморализации мучительно вернуться назад.
От того и происходящий самоанализ пугает и зарождает мысль о рассуждении принятия тех или иных решений. Айка – жива, а ее история трагична, потому что она сохраняет милосердие к ближнему. Находясь в эгоистическом мегаполисе, где всем правят рыночные отношения и боязнь нести ответственность за других, она старается не подавить в себе чувство быть человеком. Сергей Дворцевой в единстве пространства и времени создает поле постотношений, где сохранение личной идентичности обязательное и основное требование к себе. Пережитые события для Айки возможно заслуженность за ее проявление трусости и слабости. Однако Дворцевой показывает, что любая ситуация решаема, важно уловить момент для жертвенности и усвоить, что цикличность жизни всегда приведет к осознанности и покаянию.
Этому способствуют повторяющиеся паттерны, служащие красными флагами, для Айки в принятии финального решения. Документальный опыт Сергея Дворцевого санкционирует историю фильма «Айка» быть отданной на всеобщее обсуждение. Изображенный гражданский дуализм обнажает проблему неприспособленности к чужакам, к их «русской» мечте жить также хорошо, как и сосед по койке. Собственничество территории и отрицание стороннего право на счастье вдали от дома в «Айке» заключено в резкость сегодняшнего дня и в повестке общения между людьми, обделенных чувственностью и состраданием.
Художественная логика Дворцевого преобразует «Айку» в полотно «закулисной» России с «посторонними» людьми. Это произведение одновременно эмоционально и хладнокровно, а Самал Еслямова демонстрирует один из лучших актерских перформансов в русском кино за последние годы. Ее профессиональная гибридность к драматическому отражается в каждом кадре, сцене, монтажной склейке. Это обезоруживает равнодушие и снобизм, подталкивая внутреннее изменение к проявлению чистоты и гуманности.
Оставьте свой комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.