simhost

Взрослые игры с клоуном. «Оно 2» - страшно хочется жить

Взрослые игры с клоуном. «Оно 2» - страшно хочется жить
С 5 сентября в российский прокат выходит «Оно 2» режиссера Андреса Мускетти. Вторая часть экранизации произведения Стивена Кинга о борьбе группы друзей с городским злом.


Два года назад фильм «Оно» произвел «ужасающее» впечатление за счет творческой амбициозности режиссера Андреса Мускетти. Многослойная история о клубе «неудачников» и клоуна Пеннивайза получила всеобщее одобрение и возможность работать над продолжением. Авторам достались большие ресурсы: свобода выбора, звездные актеры, финансирование. Оставалось только грамотно распределить силы и в верном порядке расставить ориентиры для манипуляции чувством страха.

Мускетти понимал сложность задачи и принимал давление ожиданий, когда необходимо найти и удержать баланс между прошлым и настоящим. Когда отметка «27 лет спустя» не должна разрушить целостность повествования, а герои не должны стать пустыми прототипами самих себя. Ведь для них город Дерри – ахиллесова пята, душевная метка на линии жизни и осязаемый шрам на ладони каждого из участников. Однако судьба не может проиграть ряженому клоуну и вынуждает повзрослевших и состоявшихся друзей вернуться в родные пенаты. Выполнить клятву, ответить для себя на главный вопрос и истребить инородное зло.



Пугать «Оно 2» начало сразу. С новости, что хронометраж ленты – 2 часа 45 минут. Опасность заключалась в неизвестности как постановщик сможет держать сюжет в равновесии так долго. Мы знаем как с подобным работает Кристофер Нолан, Питер Джексон и Джеймс Кемерон, но хватит ли опыта у режиссера Мускетти вписаться в расширенные временные рамки. И это ему почти удалось. За постоянным челночным бегом от 1990-х до почти 2020-х скрывается попытка угодить скорости и содержанию. Поочередная презентация героев изначально задет правильный темп, которому в дальнейшем и будет придерживаться фильм. Тем не менее, второй акт излишне заигрывает с ходом для испуга, не формой, а именно ходом. Резкость ситуаций становится прямолинейной. Ужас и страх трансформируются в жуткую атмосферу, а зрительское чутье на угрозу начинает преобладать над запланированной авторской неожиданностью. 


Главный стрессор «Оно 2» - Пеннивайз (Билл Скарсгорд) продолжает ехидно щеголять и испытывать «любимых» неудачников на психическую стойкость, раскладывая им резонансные ловушки. Возвращение прошлой тревоги и испуга вновь оказывается действенным способом создать неудобную, колючую основу для следующих манипуляций. Пеннивайз Скарсгорда усиливает свое влияние, довлеет над персонажами и ставит перед ними осознанность внутренней трагедии, где каждый сталкивается с личным подсознанием, болью и упреком. Здесь уже Мускетти, опираясь на опыт работы над «Мамой» и первой частью, убедительно расширяет границы давления, усердно пробует найти новое пространство для реализаций желаний клоуна Дерри. Эпизодами дикий страх от событий режет и причиняет неудобства, заставляет заново принять правила игры и отказаться от альтернативного исхода истории. 


Альтернативы позиционирования нет и у самого фильма. Дилогия «Оно» в отличие от картин «Мы», «Реинкарнация» или «Солнцестояния» не вырывается за территорию обозначенного жанра. Локальность и направленность во внутреннее личное погружение не способствует соперничать с разновидностями Ари Астера и Джордана Пила. Философский трактат «Оно» не покидает городскую канализацию, оставаясь скрытой местной легендой. Четкая целенаправленность Мускетти не ошибка, а не/намеренный отказ от излишних интерпретаций, сосредоточенный взгляд на «сейчас и тогда» без весомых шагов в импровизацию. И из-за блокбастерной данности «Оно 2» становится лишь аттракционом. Но аттракционом веселым, нервным, ярким, психическим. Только без шанса на обсуждение и диалог.


И странно, как в этой стихии Пеннивайза теряются главные актеры. Джеймс Макэвой и Джессика Честейн податливо изображают наглядную растерянность и осторожность, без сложного психологического портрета. Конечно, можно свети к условности изображаемых персонажей и наблюдать за привычным перебрасыванием словесных перепалок и шуток, однако это не гарантирует большего впечатления от будничных стараний актерского состава. Сглаживает одиночную неоднородность общая взаимосвязь между друзьями и мелкие конфликты внутри коллектива. 

Сложность «Оно 2», как экранизации, велит Мускетти не вдаваться в визуальные хитрости, а использовать проверенные патерны для происков элементов испуга, хотя не это является конечной целью. Аргентинский постановщик сплетает историю с мистическими ритуалами, обозначает ценность единения и приверженность к близким людям. В итоге – это драматично, увлекательно и малость смешно. Вероятно, поклонники Кинга будут всегда бесконечно недовольны отсутствие той или иной сцены из книги. Это факт, который относится не только к королю ужасов. Но в отношении работы Андреса Мускетти закрадывается мысль, что лучше, вероятно, уже не сделать, если только произведение не уйдет на стриминг (здравствуй Netflix). А значит и рисковать вновь ни кто не станет. Поэтичнее вряд ли получится. Так что современная концепция блокбастеров – ужасов позволяет новой версии «Оно» удачно вписываться в сегодняшнюю культурную память с красным шариков в руке.

ОноОно2It: Chapter TwoАндрес МускеттиAndrés MuschiettiДжеймс МакэвойJames McAvoyДжессика ЧестейнJessica ChastainБилл ХейдерBill HaderWarner Bros. Picturesкино рецензия
Статьи по теме
Оставьте свой комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Полное или частичное копирование материалов сайта без согласования с редакцией запрещено.