simhost

«Городской хаос». Рецензия на фильм «Сиротский Бруклин»

«Городской хаос». Рецензия на фильм «Сиротский Бруклин»
5 декабря в российский прокат выходит картина «Сиротский Бруклин», режиссерский проект актера Эдварда Нортона. Фильм – мечта, который был в разработке двадцать лет.



Припаркованный автомобиль на обочине проезжей части. В салоне два частных детектива: Гилберт(Итан Сапли) и Лайонел(Эдвард Нортон). Они на задании. Подстраховывают своего начальника Фрэнка(Брюс Уиллис), который встречается с заказчиками. Стандартная процедура обмена информации на деньги заканчивается убийством Фрэнка. Кто ответственен за смерть неизвестно. Улик нет. Есть только маленькая подсказка. Слово, которое произнес Фрэнк на ухо Лайонелю перед гибелью. Остальное история умалчивает.

Фрэнк для Лайонеля был не только боссом. Это – друг и наставник, который смог увидеть в парне с синдромом Туретта качественного частного сыщика. Странный, повторяющийся тик Лайонеля – врожденное заболевание, создающее некоторые сложности в работе. Однако отличная память и дисциплина позволяют компенсировать неконтролируемое поведение. Работа детектива трудна и опасна, что показывает трагедия с Фрэнком. Решение чужих проблем может стоить жизни, а Лайонел не хочет, чтобы смерть его друга оказалась напрасной. Поэтому он собирается выяснить, кто виновен в убийстве.

 

Все знают актерские способности Эдварда Нортона. Одинокий и бунтующий Рассказчик из «Бойцовского клуба», таинственный Эйзенхайм из «Иллюзиониста» или гуманный профессор Брюс Бэннер из «Невероятного Халка». Впрочем, режиссерское ремесло так же интересовало Нортона – актера. Его фильм – дебют  «Сохраняя веру»  получился доброй романтической комедией, но без сильных авторских амбиций. «Сиротский Бруклин» Нортон вынашивал долго. Адаптация одноимённого романа Джонатана Летема дело специфичное, а когда еще отказывают студии, то идея воплотить историю на большом экране задача крайне сложная. Но, пройдя через все должные инстанции, заняв место главного актера, режиссера, сценариста и продюсера, Эдвард Нортон смог снять свой второй фильм.


«Сиротский Бруклин» как истинный представитель жанра нуар создает собственную реальность американских 50-х с расстановкой современных красных, проблемных флажков. Формально территория проблем картины не ограничивается районом, чье имя вынесено в названии фильма. События середины 20-ого века легко перекладываются и на сегодняшний день. Криминал, коррупция и сегрегация. И в данных обстоятельствах Лайонел пытается найти правду. Среди бюрократов, политиков, мафии и народа, он выступает совестью «Сиротского Бруклина». Постоянные спонтанные крикливые всплески в виде повторения одного слова или неуклюжие шутки дают понять, что в обществе отсутствует единство. Это позволяет власти совершать гнусные и бесчеловечные поступки. 

Главное зло - Мозес Рэндолф (Алек Болдуин), фундаментальный градостроитель Нью-Йорка. Он сносит старые жилые дома, где живут афроамериканцы, ради постройки нового элитного жилья. Но не стоит думать, что это программа реновации. Мозес умелый стратег и манипулятор. Держит на поводке мэра города и спокойными махинациями выселяет людей из квартир. К нему тяжело подобраться. Он неприкасаем со стороны закона. Конечно, образ Болдуина – это очередной укол в фигуру президента США Дональда Трампа. Статный и массивный политик, думающий как бизнесмен. Мысли только о будущем и как оставить след в истории. Временные трудности обращаются всегда к духовному, забывая о материальном настоящем. Особенно иронично выглядит данная ситуация, когда в фильме происходят разговоры о том, сколько парков, пляжей и мостов построил Мозес за годы своей власти. Сразу же возникает аналогия с усовершенствованной Москвой при мэре Собянине. Ведь парки показатель нашего благополучия. 


А что с благополучием «Сиротского Бруклина»? Кино Эдварда Нортона  - это ретро спектакль об ушедшей эпохе. Классические кадиллаки, однотонное пальто и элегантные шляпы выдают лоск и шарм старой Америки. Блуждающий в темноте Лайонел идет по тонкой нити детективной загадки. Находит новую информацию, за нее его избивают, и он вновь продолжает искать новые улики. Интрига фильма прячется за множеством догадок и сюжетных открытий, которые выстраивают цепь из людей, способных дать ответ на главный вопрос. Пол(Уиллем Дефо) – своенравный незнакомец, знающий слишком много, но понимающий с кем имеет дело. У него свои планы на Мозеса Рэндолфа. Он не сторонник идти на баррикады, однако хочет справедливости, которая в итоге придет в финале.

Справедливость и честь  - основы «Сиротского Бруклина». Герой одиночка сталкивается с моральной и физической жестокостью. Поиски убийц приводят к молодой активистке Лауре(Гугу Мбата-Роу), чья роль оказывается важной в деле о смерти персонажа Брюса Уиллиса. С точки зрения построения «ломанной», скрытой истории фильм комфортно ощущается в правильном понимании жанра. Самое подходящее определение фильму – старомодность. Нортон, как режиссер, не ссылается к постмодерну и строит довольно понятный мир, где главное определиться на какой стороне моста ты находишься. Но если выходить в поле сравнения, то окажется, что вышедший ранее фильм «Достать ножи» более острее, таинственнее и живее. «Сиротский Бруклин» придает слишком весомое значение поэтике окружения. Долгие, размеренные уличные пейзажи, медлительность действий чрезмерно удлиняют хронометрах, а закадровый голос Лайонеля постоянно поясняет правила отношений в Бруклине. Это напоминает автоответчик, который обязан проговорить сообщение.


Тем не менее, фильм про столкновение детектива и городской мафии должен продемонстрировать лицо врага, его силу и влияние. Эдвард Нортон старается создать нерушимое, масштабное преступное явление с четкой позицией. Антураж фильма позволяет, однако авторский опыт не способен уловить химию, принципы и настроение мафии. Нортон не Скорсезе, да и «Сиротский Бруклин» не «Ирландец». Соперничать «молодому» автору с классиком кинематографа смысла нет, но пересекающиеся темы дают ясную сравнительную оценку. 

Сложность жанра определяет внутреннюю сюжетную работу в «Сиротском Бруклине». Эффект ожидания скорого ответа на вопрос постоянно упирается в действующий конфликт. Лайонел регулирует скорость отношений, раскрывая то или иной состояние различных классов людей. Драма угнетенных находит себе спасителя в виде непримечательного сыщика с психологическим заболеванием. Совершенный человек вряд ли поймет несостоятельность остальных, тем более, если они мешают реализации запланированных идей. «Сиротский Бруклин» идеологически показывает историю «маленького человека» в быстром ветре времени и перемен капитализированного и индустриального социума.
Сиротский БруклинMotherless BrooklynЭдвард НортонEdward NortonБрюс УиллисBruce WillisУиллем ДефоWillem DafoeАлек БолдуинAlec BaldwinГугу Мбата-РоуGugu Mbatha-Rawкино рецензия
Статьи по теме
Оставьте свой комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Полное или частичное копирование материалов сайта без согласования с редакцией запрещено.