6 августа в отечественный прокат вышла картина «В ожидании варваров», режиссера Сиро Герра. Фильм колумбийского автора основан на одноименном романе южноафриканского писателя Джона Кутзее, поднимающего проблемы взаимоотношения во время войны и соблюдение, сохранение морали по отношению к противнику.Империя. Граница. Крепость. Местный магистрат (Марк Райлэнс) - бесконфликтный интеллигент. Сохраняет порядок в городе и не желает решать вопросы с варварами насильственным путем. И все в его пограничном королевстве тихо и умеренно, не считая мелкие набеги чужаков, которые, по его мнению, не являются серьезной угрозой для безопасности жителей. Но с такой позицией не согласен полковник Джолл (Джонни Депп), присланный проверить работу магистрата. Он - справедливый по закону чиновник, получить информацию от пленного противника - самое важное в работе, несмотря на методы, которые способствуют ее получению. В понимании Джолла нет понятия «жестокость», есть только результат, обеспечивающий выполнение приказа.
Следуя этому правилу, полковник узнает от новых пленных, что в скором времени варвары атакуют массивным числом крепость. Поэтому магистрату необходимо проявить бдительность и не поддаваться на оправдания схваченного коренного народа. Тем не менее, данная просьба остается лишь эхом в пустыне, так как герой Райлэнса не намерен признавать опасность, при этом он начинает ухаживать за покалеченной девушкой-варваром (Гана Баярсайкан). Желает ее вылечить и отвести обратно к семье.
Даже спустя тридцать лет роман «В ожидании варваров» писателя Джона Кутзее не теряет актуальности. Конечно, вопрос империализма в 80-х продолжал волновать мир. Совсем недавно отгремел Вьетнамский конфликт, наступила затяжная Советско-афганская война, а Африка не перестает болеть боевыми переворотами и гражданскими войнами: Чад, Ангола, Гана и постоянные интервенции ЮАР, Франции и США. Поэтому для Кутзее, как писателя, происходящие события возможность разобраться в проблемах власти, разрастающегося глобализма и законного насилия в отношении определенных стран и народов.
И по мнению полковника Джолла, варвары за стеной - угроза Империи, потому что они находятся вне государственного контроля, а значит их свобода является причиной небезопасности страны. Все, что ему остается - соблюдать закон и выполнять приказ. Облаченный в темный мундир герой Джонни Деппа в черных очках, будто его глаза обвили две змеи, не показывает эмоций, тверд в движения и использует аргументы с холодной рассудительностью и цинизмом. В отличии от магистрата ему чужда эмпатия, он не ищет одобрения. Полковник жаждет порядка и соблюдения правил, которые своей основой вызывают споры о целесообразности их соблюдения.
Об этом открыто говорит магистрат, чьи намерения сфокусированы на том, чтобы не дать взглядам Джолла стать новой идеологией крепости-городка. Блаженный в любых вариантах Райлэнс ужасается деяниям полковника, молвит о бесчеловечности и, главное, защищает варваров, что по кодексу Джолла означает предательство. Именно после данного инцидента их мира окончательно разъединяются. Вследствие этого магистрата «душат» в местной тюрьме, а Джонни Депп устраивает показательную казнь на площади, сигнализируя о поражении прошлой власти.
Поддерживает начинания полковника его помощник (Роберт Паттинсон). Надменный подмастерье, который показывает свою силу только в удобной для него обстановке. К сожалению, эта обстановка длится довольно долго, чтобы режиссер Сиро Герра показал истинные последствия слепого повиновения закону. Власть извращает, самоуверенность рушится перед масштабом зла, о котором никто не имел представления. Ни полковник, ни магистрат. Их антагонизм превратил их самих же в жертву.
Первый, несмотря на свою хладнокровность в жаркой пустыне, не смог оценить противника. Образно говоря, его очки мешали увидеть реальное положение и состояние границы. Мысль о тотальном подчинении варваров и их земель сделала то, что обязана была сделать. Полковник Джолл превратился в варвара, с которым борется Империя. Магистрат же оказывается полностью «ослеплен» солнцем и своими намерениями как можно дольше не вступать в диалог с чужаками. Им движет идея мира без радикализма и тотальной иерархии, поэтому лечение девушки иностранки для него сродни жертвоприношению, символизирующего истинную гуманность. Для магистрата этот акт возвращения ее в семью значит компенсация вины за зверские действия Империи.
И, возможно, это могло бы изменить будущую трагедию, однако каждый из героев был по-своему в неведении о природе варваров. Все, что им известно было из докладов разведчиков и личного, минимального контакта с ними. Это произошло из-за того, что ни магистрат, ни полковник тщательно не изучали земли чужого народа. Они не заходили на территорию, куда не падало солнце/око Империи. Они предполагали о хаосе за горизонтом, но никогда с ним не сталкивались. Поэтому образ дикого, жестокого варвара можно считать фантазией полковника, который подкреплял и оправдывал его своими пытками пленных, тем самым изначально избегал поиска настоящего лица варваров. А магистрат вовсе отрицал сильного врага за стеной, для него пустынные ходоки всего лишь часть мира, которая не склонна к подчинению. В результате его представление о прозаичной реальности обернулась одиночеством и страхом перед надвигающейся неизвестностью.
Оставьте свой комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.