За последние несколько лет рынок заполонили VR-шлемы всех мастей — начиная с китайских «кардбордов» и заканчивая многочисленными поделками, претендующих не только на видео 360 и аттракционы, где ты максимум стоишь на одной точке, а ещё и на возможность перемещения в пространстве. На самом деле на рынке существует всего три лидера. Пока это: HTC Vive, Oculus Rift и PlayStation VR. И лишь где-то на горизонте Steam выпускает собственное решение.
Все три устройства работают примерно по одному принципу, но нюансы всё же есть. Так, например, Vive и Oculus работают исключительно с ПК-платформой, PSVR официально заявлена только на консоли PlayStation, хотя народные умельцы уже успели заставить работать шлем ещё и на ПК.
Разбор полётов по виртуальным мирам стоит начать с Oculus Rift — это первый шлем с возможностью перемещения в том виде, в котором она сегодня существует у конкурентов.
Путь Oculus начался 7 лет назад. Именно тогда на краудфандинговой платформе проект собрал 2,4 миллиона долларов, а спустя два года он был приобретён Facebook за 2 миллиарда долларов. Сейчас компанией Oculus VR реализована последняя версия — CV1, с которой так часто можно сейчас столкнуться в VR-парках и на полках магазинов. При частоте обновления в 90 Гц, разрешение дисплея для каждого глаза равняется 1200×1080, а угол обзора — 110°. Положение в пространстве отслеживают два специальных датчика, которые обычно стоят на столе. С ними, кстати, тоже немало мороки — двигать их после настройки ни в коем случае нельзя, а положение придётся фиксировать довольно долго. Контроллеры, которые идут в комплекте, удобно лежат в руке — к ним самое малое количество нареканий.
Но главный минус — экосистема. Oculus очень не прост в настройке, потому впервые настраивая свой шлем виртуальной реальности не удивляйтесь, что она может занять до двух часов. Периодически система также имеет привычку слетать и ее приходится настраивать по новой. Вкупе со средней ценой в 40 тысяч рублей в России, хедсет нельзя назвать доступным для массового рынка.
А что с конкурентом в виде Vive?
HTC Vive под это определение тоже не подходит. Средняя цена шлема виртуальной реальности в России — 48 500 рублей. Хотя, при желании, можно найти и за 43 тысячи, что всё равно дороже Oculus Rift, однако у него есть свои отличия и преимущества перед собратом.
Vive позволяет свободно перемещаться в пространстве так как имеет иной способ отслеживания. Шлем от HTC отслеживается с помощью базовых станций Lighthouse — два устройства, закрепляющихся под потолком по периметру зоны, размер которой может достигать от 1,5x2 до 4x5 метров (у Oculus максимальный охват зоны - 2x2 метра). Именно они позволяют видеть все перемещения пользователя в пространстве. У Oculus если отвернутся от датчиков, система довольно быстро потеряет игрока из виду. Придется либо постоянно находится перед датчиками, либо ставить третий..
Исходя из заявленных характеристик, разрешение экрана и угол обзора у Vive и Oculus одинаковые, но ощущается это совершенно по-разному. В Vive обзор кажется больше, особенно в вертикальном направлении, но, по личным ощущениям, геймпады у Oculus удобнее лежат в руке. Игры на оба хедсета можно сказать одни и те же — сейчас оба шлема совместимы со Steam. Но что действительно важно — они оба требовательны к системе. Минимальные требования у Vive — 4GB RAM, GPU NVIDIA GTX 970 и CPU Intel i5-4590. Если Vive нужен всего один USB-порт 2.0, то в случае с Oculus их понадобится аж целых три, не говоря уже о 8 GB RAM.
Не забудем и про бюджетный PSVR
Пока титаны VR индустрии, где за HTC Vive стоит Steam, а за Oculus Rift Facebook, сражаются за первенство, в лидерах находится шлем от единственной компании, которой удалось создать относительно массовое решение. Обладая лояльной аудиторией, которая давно привыкла покупать игры в премиальном сегменте, хедсет от Sony обладает наиболее привлекательной ценой среди других решений на рынке полноценных VR-шлемов. Средняя стоимость PSVR сейчас составляет порядка 20 000 рублей, что уже в два раза меньше того же Oculus. Потому нет ничего удивительного, что в начале этого года компания отчиталась о 4,2 миллионах проданных комплектов.
Кроме того, PSVR наименее сложен в настройке — разобраться довольно просто, а всё ПО уже вшито в саму консоль.
По техническим характеристикам различия у PSVR всё же заметнее — разрешение на каждый глаз составляет 960x1080, а вес равняется 610 г, против 512 г Vive и 450 г Oculus. При этом частота обновления кадров значительно выше — от 90 до 120 Гц, но ниже угол обзора — 100°. Движения отслеживаются при помощи камеры, которая идёт в комплекте, как и сборник PlayStation VR Worlds — комплект из пяти игр разных жанров с небольшой продолжительностью, которые наглядно демонстрируют возможности VR-платформы. Кстати, комплект полностью локализован, что для многих в России имеет большое значение.
Среди самых больших проблем VR часто выделяется отсутствие систем-селлеров, хотя это не совсем так. На той же PSVR хватает тайтлов, которые делаются эксклюзивно для платформы PlayStation, а значит и оптимизация там реализована лучше всего.
Во-вторых есть Beat Saber — игра, которая способна заменить целый тренажерный зал. Многие, кто играл в игры серии Just Dance это хорошо знают, но если в JD нужно танцевать, то в BS ты разрубаешь кубы под музыкальный бит лазерными мечами. На высоких уровнях сложности майку можно выжимать после полутора часов. Она предлагает челлендж, не надоедает и есть на всех платформах. К настоящему моменту продано уже свыше миллиона копий игры, а YouTube массово завален роликами с прохождениями. Для тех, кто не знаком с основными тайтлами — этот можно купить и загрузить первым.
Главный вопрос — стоит ли вообще брать себе VR-хедсет? Я знаком со всеми вышеперечисленными, не считая другие вариации вроде Mixed VR, Oculus GO и других представителей, включая мобильное направление. В т.ч. наша команда и сама выпускала игру под Oculus и Vive, но когда передо мной встал выбор VR-шлема ради интертейнмента, лидерство досталось всё же PSVR. У шлема небольшая стоимость в сравнении с конкурентами, хороший список игровых тайтлов и понятная настройка, которая не требует постоянных костылей.
Пока это наиболее близкое решение для массового рынка — никаких просадок, стабильная работа, красивый футуристический дизайн с синей подсветкой. Ничего удивительного, что PlayStation смогли оставить конкурентов сильно позади и вырвать первенство. Помимо удобства и библиотеки игр, в мире уже достаточно большая пользовательская база, у которой и так есть PlayStation 4, а это значит, что им не нужен мощный и современный ПК для того, чтобы запустить VR.
Стоимость VR-ready машины плюс самого хедсета обойдётся под сто тысяч рублей и больше. Консоль PS4 PRO в связке с PSVR будет стоить как минимум в 2 раза меньше.
В этом году компании будут запускать новые версии своих устройств виртуальной реальности. Так, например, Facebook уже готовит Oculus Quest, HTC — Vive Pro Eye с возможностью отслеживать взгляд и Focus Plus с улучшенными линзами и разрешением 2880 × 1600. Ну а мэтр игровой индустрии Steam готовится к представлению некоего Index. Но все эти новые версии, скорее всего, встанут пользователю в звонкую монету.
Если и выбирать прямо сейчас, то, если говорить о соотношении цена-качество-эргономика, лучше PSVR решения в массовом сегменте на данный момент просто не существует. И пока у нас есть возможность прикоснуться к миру VR хотя бы так, это стоит сделать как можно скорее. Ведь спустя годы, когда технологии достигнут того уровня, о котором грезят режиссёры и писатели-фантасты, такие как мы будут лучше всех готовы к этому знаменательному событию.
Оставьте свой комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.