Франшиза Crusader Kings – это стратегический сериал, основная отличительная черта которого – дать игроку столько, насколько тот вложился. Игры франшизы ставят перед тобой задачу не одержать победу над оппонентом путём выполнения какой-то цели, а сыграть с самим течением времени, развивая историю персонажа в том или ином русле. Смерть здесь является не окончанием партии. Скорее – трамплином для следующей рассказанной потомками биографии. О том, насколько ветвистым и масштабным такой рассказ может быть, читайте в обзоре Crusader Kings III от портала SIMHOST.
Как и предыдущие части, третья дарит нам роль отыгрывать различных лидеров по всему миру самых значимых эпох. Ряд известных правителей и их реальные истории дают стартовый набор для размышлений о будущем. Также доступно и просто выбрать кого-нибудь из отрезка времени 867-1066 годов, от Скандинавии до Африки, от Британии и Испании, до дальневосточного побережья Азии. Все личности значительно отличаются друг от друга – характеристиками, вроде боевого мастерства, умения в интриги, образования и дипломатии. Кроме того, список включает в себя и всяческие атрибуты: гневный, похотливый, амбициозный и другие. Перечисленное вместе влияет на сильные / слабые стороны манеры правления и взаимодействия с другими людьми.
Все персонажи Crusader Kings 3, от правителя, за которого играем мы, и лидеров других наций, до детей, воспитываемых нами, скромных рыцарей, вассалов и советников двора, имеют определённую комбинацию из вышеописанных качеств и характеристик, связанных с ними, что делает каждую создаваемую нами историю максимально гибкой и непохожей на любую в принципе. Окончание сессии наступает тогда, когда пожелаем мы – а именно, когда правящий персонаж почит без наследника, что мог бы продолжить династию. Хотя даже в таком случае завершение текущей игры не обязательно, потому что можно просто перейти к другому человеку и продолжить писать свою историю. Всё, в чём мы преуспеваем или терпим неудачу, является незначительной частью из множества остановок на ухабистой дороге времени.
К третьей главе Crusader Kings обросла ещё большим количеством возможностей сделать происходящее живым, а мир буквально дышащим. Искусственный интеллект разработчики улучшили по части интерактива друг с другом и нами, и порой он способен сплести весьма и весьма запутанную сеть, жонглируя политической дружбой, враждой и союзами, что возникнут в зависимости от созданной нами ситуации.
Поэтому ваш рассказ про игру за одного короля абсолютно в тех же условиях будет уже значительно отличаться от другого. Например, вы заключили земельный договор с правителем соседнего государства. Но когда тот ушёл на войну и погиб, то пришедший ему на смену сын может поставил соглашение это под угрозу, просто потому что ваш персонаж ему не понравился. У вашего знакомого наследник напротив – с удовольствием заключит новый пакт, или вовсе – король тот вернётся с боевой кампании цел и невредим.
И только с пары подобных разветвлений древо нелинейности разрастётся ещё в несколько вариантов. И если второй случай не сулит беды ближайшие годы, то в первом вам, вероятно, даже придётся прибегнуть к затяжным военным действиям в отношении молодого правителя, с последующей проблемной дипломатией, вплоть до взятия в плен его матери и обмена её на выгодную вам ответную услугу.
Такого рода возникающая серия взаимодействий создает фантастически увлекательную историю, которую в данный момент при помощи местного ИИ сотворить может любой. Причём описанное – пример максимально примитивный на фоне возможных. На деле же это сопровождается ещё и множеством подводных камней, зависящих от религии, отношения друг к другу, военной ситуации, внешней и внутренней политики и так далее. Функционал третьих «Королей крестоносцев» практически безграничен, и каждый раз испытывать его интересно.
Единственное, что может отпугнуть от безумных поступков, – это новая система стресса. С учётом вышеупомянутых качеств действия против вашего персонажа или принуждение других идти против своих же могут вызвать стресс у данной персоны. Слишком высокий его показатель ухудшает характеристики, вызывает болезни и способен даже убить. И это серьёзная проблема, если ваш правитель до сих пор не позаботился о том, чтобы завести наследника. К счастью, существует и множество способов справиться с возникшим напряжением. Так что по факту это лишь ещё один интересный аспект, который достаточно держать в голове при построении своего плана.
Если вас беспокоит запутанность природы Crusader Kings 3, из-за чего в голове необходимо постоянно держать кучу информации, то беспокоиться не о чем. Игра учитывает происходящее от и до, щедро одаривая информацией в любой момент. В первую очередь, это относится к системе всплывающих подсказок, выделяющей мало-мальски важный термин и поясняющей любой вопрос, что у новичка возникнет к игровому процессу.
Не знаете, что означает та или иная черта персонажа? Просто наведите курсор на это качество и получите соответствующую подсказку, описывающую всё, что нужно о нём знать. Обратили внимание, что высокомерные персонажи не любят скромных и хотите знать, за что отвечает параметр скромности? Тогда наведите указатель на него в описании высокомерности, и появится ещё одно окошко о новой интересующей черте. Вы можете узнать столько, сколько пожелаете, пока не будете готовы двигаться дальше, а затем просто переместите курсор с активной подсказки, и она исчезнет. Это невероятно полезна опция. Особенно, когда от понимания происходящего зависят судьбы людей и целых государств.
Или же вовсе возник стопор с вопросом: «А что, собственно, делать дальше?». У Paradox Interactive и на такой случай припасено решение. По нажатию волшебной кнопки внутриигровая система проанализирует текущую ситуацию и предложит оптимальную стратегию. Само собой, вы можете придерживаться своей тактики и дальше, однако помощь всегда под рукой и готова дать какое-никакое, но направление, стоит у вас появиться чувству потерянности в любой обстановке, будь это абсолютная идиллия на карте либо же затянувшийся конфликт.
Единственное, что и правда способно (пусть и изредка) подпортить нервы в Crusader Kings 3, так это, как ни странно, излишняя свобода, порой совершенно безграничная – без предупреждения о последствиях, которые могут вызвать наши действия. Так, в какой-то момент ваш покорный слуга ввязался в войну за одно графство, и не знал, что муж героини тоже борется за него. И когда наши армии подошли к одному и тому же столичному форту, то начали атаковать друг друга. Как не было предупредительных окон и сообщений, так не было и сомнений у игры, что я решил вступить в бой с союзником (весьма близком, между прочим), пусть и силы его в разы больше. И муж, без каких-либо вопросов, с удовольствием устроил резню в армии жены.
Никогда бы не подумал, что большая свобода без особых ограничений или предупреждений может стать проблемой. Впрочем, имея опыт игры в предыдущие проекты Paradox Interactive, нет практически никаких сомнений, что этот промах будет починен в одном из множества предстоящих обновлений. Так что спишем его на единичный случай и мою невнимательность?
Оставьте свой комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.