1917. Германия. Юношеские неопытность и авантюризм сталкиваются с циничным военным популизмом. Пауль и его друзья еще не догадаются, что на самом деле их ждёт на фронте. Мечты быстро рушатся. Всего лишь через несколько дней домашний уют остаётся только в воспоминаниях. Вместо этого ужас. Под ногами земля дышит ранеными солдатами, винтовка хлипко дрожит в ещё одомашненных руках, пульс сливается с лязгающим амбудированием, а в паре сотен метров соперник жадно ищет мишень в виде главных героев.
Режиссер Эдвард Бергер не тратит время на объяснения и перечисления причин начала войны. Здесь, где пули заменили слова уже не важно, что было в недалёком спокойном прошлом. Важно, что сейчас. В данную минуту, в ближайший час. Размышлять о будущем приятная и тёплая награда в моменты огневого затишья. Однако привыкать к подобным полетам мечтаний не стоит. Постановщик без стука открывает двери перед зрителем в безжалостный мир, где опустошение проникает в каждого человека. В его тело и душу. Остаётся только телесная оболочка, в глазах которой лишь страх и надежда дожить до завтрашнего утра. Пауль теперь не принадлежит себе. Он во власти неконтролируемой трагедии и хаоса.
Война в фильме «На Западном фронте без перемен» представляет уже не театром боевых действий, а ужасающим, бездыханным и мрачным садом. Только вместо яркого газона измученная разрушенными окопами и разинутыми, как голодные рты, воронками от артиллерии. Одинокие солдаты застывают в искаженные и холодные статуи, а боевая техника испускает последний огненный вздох и предстает в виде умертвленной технологической эволюции того времени. Эдвард Бергер оставляет военную пустошь на съедение безмолвию, голодному ветру, разносящий скрежет разбитых танков и пушек.
Фактурного контраста фильму дает режиссерское разделение истории. С одной стороны брошенные на убой солдаты дрогнут от холода и с безнадежной надеждой на скорейшее завершение войны. С другой, дипломаты. Чьи интересы направлены не только за скорейшее разрешение конфликта. Часть из них обеспокоена не столько мирными переговорами, сколько своим привычным теплым завтраком и свежестью выпечки. Однако режиссер Эдвард Бергер без цветных фильтров направляет обличительный луч света на всех немецких переговорщиков. Ведь только они способны приступить личной гордостью, чтобы сшить разорванную войной реальность. Лишь в их силах спасти души солдат, блуждающих в Лимбе огня, дыма и пороха. Лишь в их силах вырвать солдат из безвременья и дать им возможность начать новую жизнь. Новое время. Новую мечту.
Оставьте свой комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.