Постановщик Тодд Филд, выразимся иронично, поддался единичному тренду «Снимай кино жутко редко, запредельно эффектно». Последним
фильмом, где имя Тодда Филда значится в графе «режиссер» является «Как малые дети» и датируется 2006 годом. Такое затишье в профессии позволяют далеко не все. Кто-то, как Джеймс Кэмерон, разрабатывает компьютерные технологии для своих фильмов, а кто-то, как Тодд Филд, без оглядки уходит в самовольное молчание на 15 лет. Конечно, в данный мини-список можно внести Шона Дуркина с его семилетней паузой в кино и ещё нескольких авторов. Однако, не будем играть в считалочку и остановимся на именах этих режиссеров.
Конечно, необходимо задать два главных вопроса. О чем фильм «Тар»? Ради чего и кого Тодд Филд отдал 15 лет? Отвечаем по порядку. В центре истории Лидия Тар (Кейт Бланшетт) . Она главный дирижёр Берлинского оркестра. Тар безупречно высекла своё имя на своеобразной музыкальной горе Рашмор благодаря таланту, дисциплине и хладнокровному рационализму. Строгая концентрация на творчестве привела ее к карьерному катарсису. Тар готовится исполнить свою Пятую симфонию Густава Малера. Одержать безоговорочную победу. Вероятно, Тодд Филд не случайно выбрал именно Пятую симфонию. Цифра пять в переводе на римские цифры будет «V». «Victoria» имени Лидии Тар. Поэтому все время, мысли и воображение сконцентрированы именно на этом событии. Впрочем, в идеальной жизни всегда происходят злокачественные «но и вдруг». И Лидия не стала исключением. Сначала смерть одной из прошлых студенток с последующими допросами, затем якобы компрометирующее видео с лекции.
На первый взгляд история очевидна. Тодд Филд показывает привычную для сегодняшнего дня культуры отмены. Мейнстримовый #MeToo. И некоторые подметят. Отмена женщины, не мужчины. Однако, в данном случае, гендер совершенно не важен. Важен процесс краха карьеры и личности, ведь для публики итоговые последствия в сущности не обладают неожиданным результатом всего происходящего с Тар. Ее вскрывшаяся скрытая интрига с покойной девушкой студенткой, да Лилия Тар лесбиянка, начинает цепную реакцию разложения статуса и влияния. Филд хирургической режиссурой выверяет ритм и темп, с которыми героиня Бланшетт теряет контроль над своей реальностью. Ее наглядное отторжение профессиональным обществом, безусловно, вводит Тар в хаос, который только разрастается. Кульминацией всего становится отстранение от оркестра. И именно здесь Тар проявляет слабость выраженную в насилии. Не вынужденное возвращение домой и просмотр записи концерта Леонарда Бернстайна, и не последующие за этим ее единственные слезы в фильме.
Тодд Филд не без основания демонстрирует тренировки Лидии в спортзале. Тар сильна физически и интеллектуально. У нее нет уязвимых мест. Однако в момент, когда необходимо было сдержаться, она прибегает к самому простому, пошлому решению - проявлению агрессии. Неуклюжему и спонтанному. В результате Тар физически и духовно сходит со сцены филармонии. Со сцены своей жизни. Ее опасное для большинства эго публично впервые капитулировало. И о подобного рода опасности эго повествует режиссер Филд. Можно, конечно, заменить «опасное» на модное «токсичное», но это лишь затмит смысл. Эгоистичность Лидии Тар страшит и пугает. Тар - хищник. Умный, расчетливый, целеустремленный. Ее опасность эго - закона по причине умений и знаний, а значит расстилает ужас без страха быть осужденной. О схожей опасности размышлял Шон Дуркин в фильме «Гнездо». Только в отличие Лидии Тар, герой Джуда Лоу был опьянен опасностью лжи. Тем не менее, обоих ждал вполне логичный финал. Разрушение. Но, разрушение с милосердием судьбы. С возможностью второго шанса. С возможностью услышать в свой адрес долгожданное - «Victoria».
Оставьте свой комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.