7 февраля в российском прокате состоится премьера ленты «Завод» режиссера Юрия Быкова. Автор картин «Майор» и «Дурак» вновь отправляется в народ, давая новый повод для дискуссий и обсуждений сегодняшней обстановки. Главные лица его истории актеры Денис Шведов, Андрей Смоляков и Владислав Абашин, которые пытаются изменить чужое положение человека напротив.
Фигура Юрия Быкова для отечественного кино сформировала четкую и понятную мысль, о ком и о чем будет вести разговор режиссёр со зрителем. Да, грубо, холодно, безнадёжно. Однако свойственный характер и манеры Быкова, как автора, закручивают и выжимают необходимые эмоции до степени, когда трудно смириться с предложенным выбором: рискнуть и изменить или, махнув рукавом, продолжить «безопасно» быть на обочине. И подобная констатация сложившихся не в пользу людей факторов, создает обстановку, где возможность «глубокого свежего вздоха» привилегия свыше, моральная субсидия перед темным временем.
«Завод» - это социальный импульс в отношении окружающей реальности, свойства которой трудновосприимчивы к позитивным изменениям. Поэтому рабочий цеха «Седой» (Денис Шведов) решает вместе с коллегами взять в заложники владельца завода Калугина, объявившего о нерентабельности предприятия и скором его закрытии. У них есть одно условие и одна ночь, чтобы решить все вопросы, восстановить утраченную справедливость и скрыться на проторенной жестокой дороге жизни с односторонним движением. Все, что для этого есть – это вера, страх, обида и пара автоматных магазина.
Юрий Быков вновь перешагивает изгородь между столицей и провинцией и уходит на территорию, где зверье и люд с сильной болью грызут будущее вчерашнего дня, не понимая, в кого они превратились, и кто отражается в зеркале. Противостояние «Седого» и Калугина – конфликт классовости общества, сложившийся в неспокойное время, когда одни стали любить страну, а другие Россию. И предлагаемые условия не война интересов, а «Припять» для выживания любым доступным способом. Однако намеренный, местный бунт со стороны героя Шведова оказывается беспощадным для согласившихся соучастников похищения, нежели для него самого. Его «народное» желание жить по чести и совести в сегодняшней действительности несоразмерная роскошь, за которую в итоге все равно придется заплатить. И возникает дилемма. То ли они, отчаявшиеся рабочие заложники жизни или все же Калугин их заложник?
В разрушенном мире «Завода», где, по мнению «Седого» плохое случается только с хорошим человеком, возникает образ «Тумана» (Владислав Абашин), отвечающий за безопасность Калугина. Он является связующим звеном, между возмездием и рациональностью, старательно пытаясь разрешить ситуацию на выгодных для всех условиях. Борьба за душу «Тумана» с манипуляционными монологами о трудности и обреченности трагически отражается на всех, кто находится в цеху. Молодой Вовка (Иван Янковский), не до конца понимающий последствия, Терехов (Александр Бухаров) так же бросается на амбразуру риска, легкий на подъем «Рябой» (Дмитрий Куличков) и остальные переживают физическую и душевную боль за иллюзию мгновенного «заслуженного» счастья. Быков мастерки вклинивает архетипы в напряженное, огнестрельное состояние, что делает фильм «Завод» - актуальной былиной скрещенной с вестерном.
Будучи наделенным гражданским чутьем к проблематике тех, кто там, Юрий Быков прямолинейно, по-мужски, не боясь получить в ответ, стирает налет спасения, которое должно появиться на рассвете. Как и в предыдущих своих работах, у него нет героя, которого мы заслужили. Есть только силуэт, недосягаемый образ «нужного» человека, живущего не только во благо себя. Впрочем, зафиксированное время в «Заводе» свидетельствует о неготовности принять личные внутренние изъяны, пряча их за тягостью нереализованного прошлого и беззащитным отношением страны. Для «Седого» важно сказать, что кому больше дано, с того больше необходимо спрашивать. Ему важны не деньги, а быть правым хоть единожды, даже если придется жертвовать «своими» людьми.
Понимая душу «Завода» и видя, как судьба играет в дождливую ночь с героями в русскую рулетку, проявляется авторское милосердие, когда Юрий Быков разрезает «Мы в ответе за тех, кого приручили» и оставляет финал инстинктам самовыживания и упертости, за которую приходится платить. Его кино безжалостно давит на заржавевшую мораль, а два вечных вопроса «Что делать?» и «Кто виноват?» остаются в заводском цеху, где мужская надежда быть нормальным и приносить пользу зависают в тишине, нарушающейся скрежем открывающихся ворот и скулением сторожевого пса.
Оставьте свой комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.