3 октября в российском прокате состоялась премьера фильма «Джокер» режиссера Тодда Филлипса. Автор трилогии «Мальчишник в Вегасе» экранизирует историю одного из главных образов зла в мировой культуре.
Сгорбленный одиночка Артур Флек (Хоакин Феникс) работаем аниматором клоуном, ухаживает за больной матерью (Фрэнсис Конрой) и с неохотой отвечает на вопросы психотерапевта. Чудес нет, и в ближайшее время не предвидится. Единственный источник положительных чувств – старый телевизор у которого каждый вечер собирается семья Флек для просмотра любимого вечернего шоу с «родным» ведущим Мюрреем Франклином (Роберт Де Ниро). Однако рутинная обыденность рушится в несколько действий: Артура избивают, ему дарят пистолет для самозащиты, пистолет выпадает у него на представлении в детской больнице. Артур уволен. Этим же вечером он случайно убивает в метро 3 молодых парней. Точка невозврата пройдена. Дальше психическая трансформация и рождение новой личности.
Реальность «Джокера» намеренно отказывается от привычной концепции счастья и медленно погружается в рожденный Тоддом Филлипсом мир противоречий и стремления власти. Разрозненный жизненным и политическим упадком Готэм ищет спасителя, тонет в физическом и мысленном мусоре, не оставляя надежды на благоприятное разрешение ситуации. В сложившейся социальной катастрофе Артур мечтаем стать стенд-ап комиком (лучше времени и места не найти) и еще не подозревает, что материнское учение «ходить с улыбкой» станет челленджем к городской революции. Он не целенаправленный зачинщик беспорядков. Флек по воле судьбы превратился из жертвы в хищника, который начинает осознавать истинное свое нутро, вне зависимости от установленной морали и кодекса жизни.
«Такова жизнь». Именно этой фразой Мюррей Франклин заканчивает каждое свое шоу. Его передача и в частности он сам являются для Артура мечтой. Шоу – мечтой для популярности и, возможно, любви. Мюррей – мечтой идеального отца, с которым можно поговорить и посмеяться. Иллюзии правильной жизни мешают герою Феникса принять жестокие обстоятельства. Воображаемая любовь с соседкой Софи (Зази Битц) отвлекают его от истины самоощущения, заставляют еще больше разочароваться, как окажется в сложной семье. Родительская забота в сочетании с насилием дали базу для бунта, конечно, еще не осознанного, но как покажет время бунта яркого, громкого и кровавого.
И в подобном эклектическом окружении расцветает гражданское недовольство, нетерпение и желание справедливости. Тодд Филлипс с интересом и осторожностью занимается авторской апроприацией творчества молодого Мартина Скорсезе. Чем ближе к изображению культа Джокера, с его гримом и костюмом, то видно как постановщик избирательно вдохновляется настроением и тягостной атмосферой «Таксиста» и поиском «Короля комедии». На бесконтрольных улицах Готэма вырывается нашествие угнетенных и ненужных слоев общества. Либерализм под клоунскими пластмассовыми масками направляется на кулачный прием к власти, которой под руководством Филлипса находит для себя нового спасителя. Не в мэрии или теледебатах. Не в бюллетени. Даже самовыдвиженец в главы города Томас Уэйн (Бретт Каллен) понимает, что соперничать придется не с другим кандидатами, а с горящим народом. Джокер/Артур, признавший личную природу, обличает на своем лице больную улыбку призрения к несостоятельности силы, против которой идет. Он переходит на «другую сторону». Его одиночество превращается в триумф терпения и воли. Джокер заражает вирусом свободы жителей города и оказывается в «белом» раю заточения.
Оставаясь в рамках концепции жестокого реализма «Джокер» исследует грани человека в общественной экосистеме. Слом желаний, пытки неудачами и безразличие со стороны приводят к победе иррационального течения идей. Когда «маленький человек» лишается гуманизма, остается один с расстройством и сталкивается с ложью своего существования. Хоакин Феникс уходит во тьму психоза с нервным расстройством в виде бесконтрольного смеха и разыгрывает устрашающий спектакль в холодных сине-зеленых и больных желтых цветах. Он обескураженно подчиняет себе эмоции и становится стихией насилия, в которой не поможет ни одна страховка. После виртуозной игры у режиссера Пола Тома Андерсона в картине «Мастер» Феникс в «Джокере» с помощью актерского самопожертвования закрепляет за собой амплуа многоликости и боли, выбора и повиновения. Его чарующий страх и пластичная опасность ломает сопротивление обреченности и уверенно заставляет услышать звук шагов по лестнице к праву быть независимым.
Стилистика фильма, заключенная в темных грязных дворах и тусклых улицах, раскрывает перед зрителем действительность человеческого мрака и беспомощности. Хоакин Феникс, заключенный в интерьерные рамки и архитектурные арки, оператором Лоуренсом Шером создает клаустрофобию угрозы, а затем вырывается из нее озлобленной яростью с конкретной целью – быть показанной и услышанной. Отказав быть в подмастерьях у высшего общества, Артур Флек находит себе новое лицо. Тодд Филлипс, дополняя историю религиозным подтекстом, оголяет нерв правоты и подноготной фактуры жизни. В Готэме Бог – умер. Родился – Джокер.
Оставьте свой комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.