Один скверно исполненный сюжетный поворот способен испортить хороший фильм. При этом нет ничего более приятного для зрителя, чем сюжетный поворот, который исполнен виртуозно. Десятилетие подходит к концу, и EW выбрал лучшие твисты декады. Уточним: лучший — не значит просто неожиданный (хотя за настоящие сюрпризы мы тоже начисляли бонусные баллы), это должно быть нечто, что меняет наше восприятие фильма, нечто по-настоящему продуманное, а не дешёвый трюк. Если фильм — экранизация и твист был придуман автором книги — ничего страшного, главное, чтобы он работал и на экране. В конце концов, хороший твист — это всегда хороший твист. Внимание, текст наполнен спойлерами.
Остров проклятых / Shutter Island, 2010
Режиссер: Мартина Скорсезе.
В этом фильме Мартина Скорсезе, снятом по роману Денниса Лихэйна, Леонардо ДиКаприо играет маршала США Эдварда «Тедди» Дэниелса, который отправляется в лечебницу для душевнобольных преступников на острове Шаттер, чтобы расследовать исчезновение опасного преступника по имени Рэйчел Соландо. В деле Эдварду помогает его партнёр Чак Ауле (Марк Руффало), маршал страдает от мигреней, ему снятся маленькая девочка и жена Долорес Шаналь (Мишель Уильямс), сгоревшая в пожаре, устроенном неким Эндрю Лэддисом. Так поиск Соландо превращаются в мрачную паранойю, которая развивается вместе с фильмом, пока мы не обнаруживаем главную сценарную уловку: Дэниелс — это и есть Лэддис (их имена — идеальные анаграммы друг друга), он не маршал, а пациент и был им с тех самых пор, как убил свою жену после того, как она убила их детей (помните ту маленькую девочку из его снов?), а всё «дело» было придумано персоналом больницы (включая Чака и одну из медсестёр, что выдавала себя за Рэйчел) как медицинская программа. Едва это открывается, наш мозг разворачивает сюжет в обратном направлении, и мы понимаем, что все «улики» лежали на поверхности: имена, угрозы, подсказки.
Исходный код / Source Code, 2011
Режиссер: Данкан Джонс.
«Исходный код» начинается незамысловато: военный пилот, капитан Колтер Стивенс (Джейк Джилленхол) просыпается в поезде, который тут же взрывается. Вскоре он просыпается во второй раз, перед ним появляется капитан Коллин Гудвин (Вера Фармига) и поручает ему найти террориста. Дальше — интереснее. Колтер узнаёт, что
является частью компьютерной симуляции, известной как «исходный код», которая использует остаточные воспоминания жертв взрыва за восемь минут до их смерти, чтобы создать имитированную среду, и именно поэтому всякий раз капитан получает лишь восемь минут на поиск взрывателя. Первый (предсказуемый) твист происходит, когда Стивенс понимает, что был убит в бою в Афганистане два месяца назад, а сейчас находится на жизнеобеспечении. Последний (и лучший) твист — идентификация взрывателя. После успешного выполнения миссии Гудвин отправляет Стивенса в симуляцию в последний раз, чтобы отключить его от жизнеобеспечения через восемь минут. Но время закончилось, а Колтер всё ещё жив — так мы узнаём, что «исходный код» на самом деле является воротами в альтернативные реальности. Финал картины — сообщение от Стивенса к Гудвин, в котором он рассказывает ей об открытии и прочит помочь с альтернативной версией самого себя, — эффектный сай-фай-разворот, объясняющий то, что происходило до и оставляющий надежду на то, что что-то случится после.
Хижина в лесу / The Cabin in the Woods, 2012
Режиссер: Дрю Годдард.
Команда учёных путанно комментирует некий ритуал и обсуждает, как недавно «нечто подобное» не удалось сделать в Стокгольме. Склейка. Пятеро студентов проводят выходные в заброшенной хижине в лесу. Учёные контролируют их быт — мы понимаем, что молодые люди — часть какого-то эксперимента. Дальше — много смертей и хаоса, пока два оставшихся в живых подопытных студента, Дана и Марти (Кристен Коннолли и Фрэн Кранц), не обнаруживают лифт, который ведёт под землю, где и проживают учёные. Там они узнают, что всё происходящее — часть ежегодного ритуала, который проводится по всему миру, чтобы умилостивить злых богов древности, требующих человеческих жертв. Американская часть «традиции» включает в себя хрестоматийные для хорроров убийства при условии, что «Дева» (Дана) умрёт последней или останется единственной живой, — только тогда человечество и может быть спасено. Дана отказывается убить Марти, они оба признают, что человечество не заслуживает спасения, раскуривают косяк и отдаются судьбе. Всё это довольно странно и смешно, но всё равно работает, если мы допускаем, что интрига «Хижины» — это прежде всего мета-комментарий к известным тропам известных нам фильмов ужасов.
Исчезнувшая / Gone Girl, 2014
Режиссер: Дэвид Финчер.
Этот захватывающий триллер (и верная адаптация одноимённого романа Джиллиан Флинн) начинается с исчезновения Эми Данн (Розамунд Пайк), которую, опираясь на количество крови в доме, быстро признают погибшей. По мере того, как детективы углубляются в дело, всё идёт от плохого к худшему для её мужа Ника (Бен Аффлек) — выясняется, что у него был роман с одной из студенток, а Эми была беременна во время её исчезновения. Улики против Ника продолжают накапливаться, полиция обнаруживает компрометирующий мужчину дневник Эми, в котором она пишет, что боялась за свою безопасность. Однако к середине фильма мы понимаем, что всё дело развивается по плану Эми, которая инсценировала свою смерть (и беременность) и подставила мужа. Впереди ещё множество неожиданных поворотов: в конечном счёте Эми возвращается к Нику, она беременна, и на этот раз взаправду, муж остаётся с ней ради ребенка. Многие из нас читали оригинальный роман и встречали твисты фильма без удивления, но писательница настолько здорово адаптировала свою книгу под сценарий, что наблюдать за развитием событий в «Исчезнувшей» всё равно — чистое удовольствие.
Прибытие / Arrival, 2016
Режиссер: Дени Вильнёв.
Инопланетяне прибывают на землю. Известный лингвист Луиза Бэнкс (Эми Адамс) и физик Ян Доннелли (Джереми Реннер) рекрутируются спецслужбами, чтобы попытаться связаться с существами и избежать потенциальных проблем от «трудностей перевода». Инопланетяне общаются с помощью различных символов, и по мере того, как Луиза начинает изучать их язык, у неё проявляются воспоминания о маленькой дочери (которая, как мы узнали в начале фильма, умерла от неизлечимой болезни). Бэнкс и Доннелли понимают, что инопланетяне прибыли на Землю, чтобы помочь нам, так как через 3000 лет они будут нуждаться в нашей помощи. Оказывается, их язык — это инструмент, который меняет восприятие времени, позволяя переживать флэшбеки из будущего. Даже поверхностное знакомство с инопланетной грамотой позволяет Луизе и самой пережить эти «воспоминания», а самый трагический сюжетный поворот заключается в том, что видения, связанные с её дочерью и её смертью, ещё не произошли, но произойдут. Фильм заканчивается тем, что Доннелли и Бэнкс размышляют о будущем и о том, изменили бы они (вы) свою жизнь, если бы знали, как она будет развиваться. Бэнкс принимает уготовленный ей путь и благодарит за каждый момент своего существования. Это тот твист, который соединяет воедино весь фильм и одновременно оглушает зрителя эмоциональным ударом в живот. Мы не можем просить большего.
Прочь / Get Out, 2017
Режиссер: Джордан Пил.
В прологе режиссёрского дебюта Джордана Пила мы знакомимся с героем Дэниела Калуя — чернокожим фотографом по имени Крис, который соглашается прокатиться в родительский дом своей белой подруги Розы Армитаж (Эллисон Уильямс), чтобы провести уикенд с её семьёй. Странности начинают происходить сразу: мама Розы гипнотизирует Криса, да и чернокожая обслуга семьи ведёт себя крайне подозрительно. Вскоре в поместье приезжает группа богатых белых друзей — они проводят аукцион, на котором разыгрывают и фотографию главного героя. Так Крис узнаёт, что стал последним темнокожим, «завербованным» ради «белого бессмертия»: буржуа имплантируют свои мозги в чернокожих слуг и таким образом продолжают земное существование. Крис понимает, что пора сматываться, а в процессе побега убивает семью Армитаж. С помощью сюжетного твиста Пил завершает свою язвительную социальную сатиру — развязка жестока, но справедлива.
Поиск / Searching, 2018
Режиссер: Аниш Чаганти.
В жанре screenlife мы следим за Дэвидом Кимом (Джон Чо), отцом, ищущим свою пропавшую 16-летнюю дочь Марго (Мишель Ла). Довольно быстро мы узнаём, что Марго общалась в интернете с некоей женщиной под ником fish_n_chips, но детектив Вик (Дебра Мессинг) доказывает, что у неё алиби и она непричастна. Сюжет переживает много странных поворотов, а детективная интрига — подсказок. Выясняется, что сын Вик — это и есть fish_n_chips, что он использовал учётную запись, дабы приблизиться к Марго — своей большой и безответной любви. Всё пошло не так, когда юноша решил признаться девушке в своих чувствах: он случайно столкнул её с обрыва. Вик была в курсе и решила скрыть правду, чтобы спасти сына. «Поиск» — лента о том, на что идут родители, чтобы защитить своих детей, чего бы это ни стоило и к чему бы это ни привело.
Простая просьба / A Simple Favor, 2018
Режиссер: Пол Фиг.
«Простая просьба» — картина с таким множеством твистов и неожиданных сюжетных поворотов, что после её просмотра чувствуешь себя избитой плетью. Анна Кендрик играет маму и блогера Стефани, которая расследует исчезновение своей подруги Эмили (Блейк Лайвли). Тело Эмили находят в озере, в организме — лошадиная доза героина. Кроме того, выясняется, что Шон (Генри Голдинг), муж погибшей, незадолго до исчезновения оформил на неё большую страховку. Стефани продолжает копать, а попутно вступает в отношения с Шоном. Вскоре она понимает, что Эмили — на самом деле никакая не Эмили, а Хоуп (Надежда) Макланден, у которой, в свою очередь, есть сестра-близнец по имени Фейт (Вера). Эти двое исчезли после гибели их жестокого отца в пожаре 16 лет назад. Хоуп начала новую жизнь как Эмили, а Фейт исчезла, подсела на героин и пыталась шантажировать сестру.
Дальше — только больше. «Простая просьба» и её дикие сюжетные твисты работают за счёт возмутительной ласковой атмосферы, пронизывающей фильм от начала и до конца, и честности, с которой авторы рассказывают историю, пытаясь обмануть зрителя, но не обмануть его ожидания.
Вдовы / Widows, 2018
Режиссер:Стив МакКуин.
Верные своему названию, «Вдовы» повествуют о четырёх чикагских женщинах, которые намерены украсть пять миллионов долларов, чтобы вернуть криминальному боссу долг своих убитых мужей. Одна из героинь, предводительница «отряда» Вероника (Виола Дэвис), уверена, что её муж Гарри (Лиам Нисон) всё ещё жив, и оказывается права. Этот поворот на самом деле настоящая развилка — оказывается, Гарри не только жив, но ещё и состоит в отношениях с «пятой вдовой», которая отказалась помогать четвёрке. Мужчина решает, что ему нужно убить Веронику, чтобы защитить себя и свою новую семью.
Мы / US, 2019
Режиссер: Джордан Пил.
Пил продолжает тему, начатую в «Прочь». Вот мы знакомимся с юной Аделаидой (Мэдисон Карри), которая отдыхает со своими родителями в Санта-Крус (Калифорния), но в разгар каникул теряется, а после обнаружения не похожа сама на себя, испугана и не может говорить. Мы переносимся на некоторое количество лет вперёд, в настоящее время, и вот перед нами уже взрослая Аделаида (Лупита Нионго) возвращается в Санта-Крус со своей семьёй, а ночью к ним приходит группа одетых во всё красное двойников. Доппельгангер Аделаиды, Ред, объясняет, что у каждого в этом мире есть двойник, называемый привязанным, с которым они делят душу, а сейчас «привязанные» решили восстать и «отвязаться». Во время финальной схватки между Ред и Аделаидой выясняется, что тогда, много лет назад, они поменялись местами. Теперь мы не уверены, кому именно сочувствовать, кто именно в этом конфликте добро, а кто зло. Идеальный твист.
Перевод статьи Лорен Хафф в ENTERTAINMENT WEEKLY.
Оставьте свой комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.