19 февраля в России состоится цифровой релиз картины «Тело Христово», номинанта премии Оскар в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Польская история режиссера Яна Комаса показывает состояние веры в провинции. Без медийной поддержки. Без надежды на спасение.
Даниэль (Бартош Беленя) отбывает срок в исправительной колонии. За время своего наказания он освоил основы религии и решил после условно-досрочного освобождения стать священником. Однако вместо приглашения служить в церкви, Даниэля направляют на лесопилку, так как по словам тюремного настоятеля (Лукаш Симлат) никто не пригласит на службу в церковь человека с судимостью. Но, это не пугает Даниэля. Добравшись до пункта назначения, он решает сходить в посёлок, где знакомится с местным ксёндзом (польский католический священнослужитель), который просит провести завтрашнюю службу в церкви, так как ему необходимо уехать для медицинского обследования. Даниэль оказывается перед выбором. Обмануть священника и провести службу или вежливо отказать, не исполнив свою новую мечту.
История Яна Комаса поражает рациональной рассудительностью в отношении религии. В фильме отсутствует ореол веры как высшей точки духовности человека. Для местных людей вера в Бога - единственный способ найти спокойствие и больше ничего. После случившейся в поселке аварии, в которой погибло 6 подростков, родители пропадают в отчаянии и, кажется, служба в церкви становится уже привычкой, так как они не получают ответа как жить дальше. Однако появление юного Даниэля, со своим взглядом и запросом на религию, начинает вновь порождать в населении потребность в вере.
Но это не выглядит сложной проповедью с позиции, что прав только Бог. Герой Беленя разговаривает на понятном и доступном языке, показывает сомнения в вопросах отношении Бога и человека. Даниэль признает себя уязвимым, тем самым показывая способность бороться со своей болью и страхом. Реализм фильма предоставляет возможность поверить, что у каждого обязательно есть второй шанс на спасение. Главное признаться в грехах и не бояться осуждения. Ян Комаса сочетает душевный пессимизм героев с бытовой рутиной, когда забываешь не только о себе, но и о ближнем.
Это касается девушки Эльзы (Элиза Рыцембель) и ее семьи. В аварии погиб ее брат, но отпустить трагедию не может мать. Поэтому девушке приходится уживаться с ролью «выжившего» ребенка, на которого не обращают внимание. Сложно бороться с памятью о брате, который разделил жизнь семьи на «до и после». Поэтому пришествие Даниэля становится последним шансом на решение эмоционального кризиса не только родителей, но и всего поселка. Легкость и открытость проповеди юного священника позволяют многим вновь почувствовать гармонию и свободу души. Решение внутреннего конфликта является для режиссера Комаса важным аспектом в понимании развития благоприятного человеческого состояния. Без постоянной рефлексии на прошлое и личного самоедства.
Однако за верой всегда находится власть. Председатель сельсовета (Лешек Лихота) неожиданно для себя сталкивается с незапланированным неподчинением Даниэля. Начатое разногласие перерастает в столкновение этических и моральных основ, когда неясно, кто должен уступить. Это не решается сразу, быстро и без последствий. Тем не менее, каждый из них сохраняет стойкость ума и не переходит реальную границу опасности. «Тело Христово» не намеренно учить нравственности или общей идеи веры. Фильм Комаса обращает внимание на прощение самого себя, когда существует право второго шанса.
Возможность новой жизни с новыми вызовами должна интересовать, а не пугать. Поэтому Даниэль не предстает в образе знающего все ответы. Он объясняет, что бояться нового это нормально. Такова природа человека. Изменить свою сущность трудно, однако можно исправить свое мироощущение. Главное не испугаться показаться глупым. Вероятно, это будет сложным испытанием на пути к совершенствованию, наполненным слезами, ссорами, трагедией, сожалением, состраданием, улыбками и счастьем. Однако это ли не самое важное в жизни. Узнать, что значит быть человеком.
Оставьте свой комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.