Вестерн – главный жанр Голливуда. В конце XIX века пока ученые и изобретатели Европы и Америки создавали первый полноценный кинопроектор, на Западном побережье ковбои «спокойно» охраняли стада домашних животных. Ведь изначально ковбои не были суперстрелками и героями. Они были наемными рабочими, которых нанимали для охраны скота во время перегона. Однако демонстрация десяти немых фильмов 28 декабря 1895 года в подвале «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок изменила кочевническую жизнь ковбоев. Теперь они – главные персонажи американского кино. Люди, которые находятся в центре конфликта Запада и Востока, примитивизма и прогресса.
Конечно, сейчас вестерн, устаревший жанр, чье наследие оберегают множество музеев, библиотек и киноинститутов. Кто-то знает жанр по фильмам Квентина Тарантино, кто-то по классической трилогии Серджо Леоне или Джона Форда. Однако есть вестерны, которые не обладают подобной популярность, но в свое время сильно повлияли на историю становления вестерна.
Желтое небо \ Yellow Sky (1948)
Режиссер: Уильям Уэллман. В главных ролях: Грегори Пек, Энн Бакстер, Ричард Уидмарк, Роберт Артур, Джон Расселл, Гарри Морган.
В результате любой войны одно поколение страдает «посттравматическим синдромом», другое получает статус «потерянное». В фильме Уильяма Уэллмана группа ветеранов после Гражданской войны 1867 года сколачивает банду и устраивает лихие грабежи. Вследствие одного из подобных ограблений шайка прячется в заброшенном городе под названием «Желтое небо», где сталкивается со стариком и его внучкой. Неожиданная встреча превращается в соперничество за золото, которое оказывается в городе.
Для зрителей, привыкших к яркому солнцу и «светлой» природе» вестерна, было удивлением, когда в «Желтом небе» не оказалось ни первого, ни второго. Послевоенное положение США, естественно, отразилось не только в экономике страны, но и американском кино. Чистое небо Дикого запада погрузилось во тьму и жесткие тени, ковбои отказались от роли спасителя. Нуар крепко и серьезно впился в вестерн. Теперь вместо песен, «принцесс» и доброго главного героя - угнетения, тревога и психологический ужас. В великой Долине монументов наступило темное время.
Искатели \ The Searchers (1956)
Режиссер: Джон Форд. В главных ролях: Джон Уэйн, Джеффри Хантер, Вера Майлз, Уорд Бонд, Натали Вуд, Джон Кволен.
Для военного офицера Итана Эдвардса (Джон Уэйн) существует две трагедии. Поражение в Гражданской войне и гибель семьи брата от рук Команчи, которые также похитили его племянницу Дебби. Оставшись без дома и родных, он с приемным сыном отправляется на поиски нового злейшего врага, чтобы спасти любимую племянницу.
В «Искателях» Джон Форд показывает не только сложную трансформацию главного героя из «человека цивилизации» в «человека – дикаря», но и демонстрирует новое для жанра явление – геноцид индейцев. История мести превращается во внутренний конфликт, когда природная агрессия побеждает гуманность. Поэтому озлобленный Итан Эдвардс принимает свое новое человечество состояние и отказывается возвращаться в мир. Где важны социальные ценности и гражданские обязательства.
Перестрелка \ The Shooting (1966)
Режиссер: Монте Хеллман. В главных ролях: Уилл Хатчинс, Милли Перкинс, Джек Николсон, Уоррен Оутс, Чарльз Истмэн, Гай Эль Цоси, Брэндон Кэрролл.
История Женщины, которая среди одинокого Дикого запада в компании нескольких мужчин направляется в скромный и неизвестный город без объяснения причин.
Фильм Монте Хеллмана яркий пример «кислотного» вестерна, когда абстрактность возвышается над рационализмом, герои намеренно противятся и отказываются от причин своих странствий, что делает их путешествия бесцельными. Персонажи «Перестрелки» являются контркультурой «классического» вестерна, который для них ничего не значит. Возможно для «новых представителей культуры жизнь – это всего лишь сон. И не более того.
Сломанная стрела \ Broken Arrow (1950)
Режиссер: Дэлмер Дэйвс. В главных ролях: Джеймс Стюарт, Джефф Чандлер, Дебра Пейджит, Бэзил Руисдейл, Уилл Гир, Джойс МакКензи.
Том Джеффордс (Джеймс Стюарт) стремится разрешить военный конфликт между индейцами и белыми. Однако ни спасание индейского юноши, ни женитьба на дочери дождя племени не в силах остановить войну, так как по мнению «американцев» у страны должен быть только один хозяин.
«Сломанная стрела» Дэлмера Дэйвса в начале 50- годов начинает разговор о положении индейцев в либеральном вестерне. Здесь и демонстрация проблемы ассимиляции, расизма и шовинизма. При этом режиссер открывает новаторскую тему в жанре – межрасовые браки. Однако главное, что дает фильм – это повод для обсуждения зарубежной политики США в период Холодной войны с СССР. Индейцы в вестерне этого времени идеологически сопоставимы коммунистам. Также не обладают частной собственностью и постоянно угрожают нападением. Тем не менее, картина Дэйвса разрушает данные предрассудки Запада.
Винчестер-73 \ Winchester '73 (1950)
Режиссер: Энтони Манн. В главных ролях: Джеймс Стюарт, Шелли Уинтерс, Дэн Дюрьи, Стефен МакНалли, Миллард Митчелл, Чарльз Дрэйк.
Стрелок Лин Макэдам (Джеймс Стюарт) неожиданно встречает на праздновании Дня независимости своего давнего противника Хенри Брауна по прозвищу «Голландец». Свести с ним счеты позволяет конкурс стрелков, который устраивает шериф города. Для героя наградой будет не только убийство врага, но и главный приз - винчестер 1873 года.
«Винчестер-73» относится к авторскому вестерну, мысль которого зародилась в 40-х годах. Для подобного новой эпохи жанра характеры истории о морали без морализаторства и преодоление героем иррациональности. Персонаж Джеймса Стюарта – несгибаемый мужчина, чей внутренний конфликт доводится до предела. При этом фильм Энтони Манна выглядит реалистичным за счет глубокого и «чистого» кадра.
Оставьте свой комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.