С 12 ноября в прокате - «Цой» режиссера Алексея Учителя. Небольшая история о последнем герое российского рока, который оказал влияние на культуру, время и каждого нашего гражданина.
Для обычного латвийского водителя автобуса Павла (Евгений Цыганов) 15 августа был рядовым рабочим днем, когда он спокойно ехал по пустой дороге на автозаправку. Однако летний день и всю оставшуюся жизнь Павла изменила авария. И все бы ничего, но за рулем москвича оказался знаменитый ленинградский рок-музыкант Виктор Цой. В результате ДТП - Цой погиб. Естественно, прибывшие в Латвию родственники хотят знать, кто виноват в случившемся. Им объявляют, что расследованием занимается следователь из Ленинграда, а имя водителя автобуса не раскроют в целях его безопасности.
При этом, несмотря на трагедию, необходимо отвести тело в Ленинград и похоронить. Для этого Марина (Марьяна Спивак), бывшая жена Виктора, вместе с остальными заказывает автобус, чтобы привести гроб домой. Однако усложняет положение, что за рулем будет именно Павел, который по мнению большинства виновен в смерти Цоя.
Конечно, фильм Алексея Учителя многие воспримут как очередное ненужное обращение к великой фигуре Цоя. И отчасти это будет весьма рациональная претензия. Ведь острой необходимости в картине не было, кроме личного желания режиссера сделать этот фильм, который находится в разработке десять лет. Однако постоянные дискуссии с семьей Цоя и производственные проблемы не давали вовремя закончить проект.
Сейчас же, возможно, сказать, что фильм можно рассматривать как дань уважения к тридцатилетию со дня смерти певца, тем более, Учитель был в хороших отношениях с музыкантом и понимает какую роль сыграл Цой в его жизни. Поэтому картина «Цой» нечто иное как исследование мифа о личности знаменитого артиста. В попытке оторваться от реальности и настоящих фактов режиссер признается, что это его фантазия на тему «это могло быть так». Принимая такую позицию, все становится ясно, что несмотря на стремления Учителя быть более объективным в демонстрации данной истории, все же чувствуется его лояльность к образу Цоя. К его силе объединять и вдохновлять людей.
При этом подобное не относится к самому фильму. Все, что остается после просмотра неловкое ощущение серьезной недосказанности и стройности сюжета. По сути герой Цыганова, в один миг стал врагом для целого молодого поколения, для которого творчество Цоя - единственная возможность почувствовать свободу мыслей и идей. Однако Павел то ли это не понимает, что попал в историю как убийца, по версии фанатов, то ли ему совершенно нет дела до всего этого. У него есть почти развалившиеся отношения с девушкой, пытающаяся всегда от него уйти, и работа. И это Павла вполне устраивает. До остальных ему в принципе все равно, если это не касается жизни или смерти, поэтому на протяжении всего пути он то и дело спасает членов семьи Цоя, показывая, что человек он неплохой, просто так случилось, что в тот день именно он был за рулем того автобуса.
И как бы не старался Алексей Учитель показать, что в фильме «Цой» не нужно сильно зацикливается на именно на музыканте, как бы парадоксально это не звучало. Все внимание направлено бывшую жену, сына, продюсера, друга и последнюю любовь певца. Все они заперты вместе с гробом Виктора в небольшом желтом старом автобусе, который ведет самый ненавистный человек в стране на данный момент. И каждому из них приходится мирится со своим злом и ненавистью к Павлу, искать возможные причины, что все это произошло случайно. Но сейчас им важно кого-то обвинить, на время успокоить душу, и Павел, понимая, это молча принимает, давая семье выплеснуть пусть и про себя всю злобу и сильное беспокойство.
И это с одной стороны весьма правильная позиция для показа образа Цоя, который у каждого свой. У продюсера - это возможность продолжать зарабатывать за счет авторских выплат с песен, для женщин - это человек, умеющий любить и удивлять, даже самые трудные времена, для сына он остался в памяти звездой, которая всегда сияла перед ним и не могла проявить слабость. С другой стороны, фильм не хватает режиссерской стойкости, выхода за рамки своего положительного мнения к Виктору. Вся трагедия будто покрывается незаметной плетки, которая не позволяет серьезно и объективно рассказать пусть и фантастическую, но все историю. На дороге по которой едут персонажи, несомненно, произойдут перемены, без этого будет проблематично найти силы жизни дальше. Ведь перемены необходимы, их требуют сердца, даже, когда это вызывает проблемы.
Оставьте свой комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.