simhost

«Он жил в обычном, в обычном доме». Рецензия на фильм «Никто»

«Он жил в обычном, в обычном доме».  Рецензия на фильм «Никто»
18 марта в российском прокате состоится премьера фильма «Никто» режиссера Ильи Найшуллера. История о мужчине среднего возраста появилась благодаря личному опыту главного актера Боба Оденкёрка, когда после нападения на свой дом услышал от полицейского фразу «Если бы речь шла о моей семье…».

Герой всегда вызывает эмоции. Неважно какие. Будь-то всегда правдивый Мерсо из повести «Посторонний» Альбера Камю или чувственный Гумберт из набоковской «Лолиты». В случае Хатча Мэнселла (Боб Оденкёрк) трудно подобрать яркое описание его характера. Вся жизнь Хатча укладывается в привычное «обычный». Весьма спорное описание для героя. Поэтому это «обычный» не позволяет окружающим назвать Мэнселла героем в любом значении этого слова, возможно, кроме сарказма. Именно в такой простой и незатееватой жизни застрял Хатч, который, видимо, вполне ею доволен. 


Но всему приятному приходит конец. Ночью в дом Хатча проникли двое. Типичное ограбление - макси и пистолет. В момент, когда была реальная возможность нейтрализовать одного из грабителей Мэнселл проявил слабость и дал преступникам уйти, что вполне резонно вызвало негодование у сына. Подобную мысль озвучил и один из полицейских, что не отпустил бы просто так ночную шайку. Однако, это особо не волнует Хачта, главное, что семья в безопасности. Нарушает его внутреннюю гармонию вопрос дочери о браслете с котятами, который, видимо, случайно забрали грабители. Естественно, после такого остается одно. Найти браслет и вернуть. Не важно как и когда. И если с «когда» могут возникнуть проблемы, то «как» это сделать Мэнселл знает точно.


Для России Илья Найшуллер - режиссер клипов «Ленинграда» и фильма «Хардкор». Для Запада, обозначим остальной мир так, Илья Найшуллер - режиссер фильма «Хардкор, клипа для The Weeknd на песню «False Alarm» и перспективный постановщик жанрового кино. Доказать последнее выпало картине «Никто», которая покажет, как Найшуллер справляется с поставленной задачей большой киностудии.
 

Безусловно, не стоит долго словесно подходить к тому, что «Никто» - бьющий своей брутальной харизмой фильм. Боб Оденкёрк - сердце, мускулы и мозг всей истории. И такого Оденкёрка определенно вы еще не видели. Увидеть это допускает не только сценарий Дерека Колстада (Джон Уик), но и Илья Найшуллер, нашедший верный вариант в раскрытии на первый взгляд простого персонажа. Потребовались для этого - компетенция и равномерность событий. «Никто» не предстает в виде беготни с шашкой наголо, где не ясно, что происходит. Здесь уютно уживаются семейная драма и стильный боевик с настроением из 80-90-х. 

 

Главный герой предстает перед зрителем в режиме ожидания, когда каждое его «новое» действие вызывает ухмылку и мысль «на что он еще способен», а способен Хатч Мэнселл на многое. От мордобоя в автобусе до масштабной перестрелки на складе. Кажется, что он может все. Не важно какой вид оружия или какое окружение. Темный опыт Хатча, о котором сначала никто не знает, дает преимущество, но и в тоже время наделяет персонажа Оденкёрка ответственностью. В частности поэтому он дал грабителям уйти. Если бы тогда ночью произошел срыв, то невозможно было бы предугадать итог.



В этом случае, когда основная сила Хатча остается загадкой до определенного момента, он не представляет угрозы, что дает возможность Оденкёрку создать образ серого клерка, неспособного даже вынести мусор. Впрочем, проблемы с мусором - это только начало. Его волнует отсутствие гармонии в семье, в частности с женой (Конни Нильсен). Сейчас нет ничего общего, кроме дома. Машины разные, то есть у нее есть, а он волочится на автобусе. Кровать вообще поделена подушками. Осталось только фото, да и то в подвале. Даже поездки к отцу (Кристофер Ллойд) в дом престарелых стали привычкой. В конечном счете, выбор подобного образ жизни раскроется, однако не таких последствий ждал Хатч. Он мечтал об уюте, спокойствии и мире, а получил однообразный быт, рутину на работе и отсутствие личной жизни. Поэтому ограбление дома символически можно назвать пробуждением ото сна повседневности и шансом вновь почувствовать свою силу.


Вернуться в боевое состояние позволяет стычка Хатча с русской мафией в лице Юлиана (Алексей Серебряков). Первый вновь почувствовал «запах крови», второй мстит за брата (Александр Паль). Данный конфликт интересов зажигает историю новым пламенем. Пламенем зрелищности, драйва, иронии и самоуверенности. Без сомнений «Никто» будут сравнивать с «Джоном Уиком», указывать на схожие сюжетные тропы. Однако стоит напомнить, что по мнению журналиста Кристофера Букера существует всего семь основных сюжетов. Поэтому упреки в идентичности хронологии событий Хатча и Уика весьма условны. 


Тем более «Никто» именно режиссерское кино в отличии от каскадерного «Джона Уика». Здесь лучше сразу отметить отсылку к «Уику» в финальной сцене, когда трое бойцов мафии были убиты одним выстрелом и фразу Оденкёрка «И не звони в полицию» как отражение названия сериала «Лучше звоните Солу». Найшуллер не срывается в оголтелую боевую хореографию, а дает время реальности фильма стать фактурной, эмоциональной и осязаемой. От того и Хатч не предстает супергероем в поло и с термокружкой кофе. Здесь вновь стоит отметить последовательность, которая не превращает картину в файтинг. «Никто» по словам самого Ильи Найшуллера схоже с «Крепким орешком», только без Рождества. Тогда резонно задать вопрос. «Неужели Боб Оденкёрк способен конкурировать с Брюсом Уиллисом?» В заданных условиях двух этих фильмов, вероятно, что Оденкёрк и окажется лучше, хотя ответ на этот вопрос будет исключительно зависеть от личных пристрастий каждого отвечающего. 



В «Никто» Найшуллер сознательно или нет, но задается другим вопросом. Касается это - маскулинности, в частности токсичной маскулинности. Хатч в прошлом приверженец подобной философии (из-за работы), однако со временем осознал, что продолжать так жить означает тупик во всех его проявлениях. От морального до социального. Поэтому на его новом «безобидном» фоне сосед качок на мускул каре и смотрящий общака русской мафии Юлиан выглядят временами карикатурно и устарело, что дает повод догадаться, что Мэнселл сильнее и умнее их на любых стадиях конфликта. Такое противопоставление типажей четко, а главное внятно дает легко считывать ценности персонажей. Для главного антагониста - это и есть публичная демонстрация силы. Умение решать быстро и «ярко» - навык хоть и жестокий, но показательный и убедительный. Тем не менее, на любую форму насилия обязательно найдется более совершенная форма насилия, пусть и с гуманными целями. Кто-то назовет его - «добро» с кулаками. Отчасти это правда, но все же - это насилие в виде многочисленных убийств. 


Такие рассуждения делают возможным сказать, что «Никто» не строго однобокое жанровое кино, где все завязано на одном факторе. В данном случае этот фактор - экшен. Вовсе нет.  Фильм Ильи Найшуллера не только про стрельбу, поножовщину и кулачные бои. Это в свою очередь возможность/попытка сделать свое, но с узнаваемым акцентом, естественно, русским. И это получилось. В итоге публика получила то, чего давно ожидала. Суровые мужики выясняют отношения силой. Без суда и следствия. Только один на один, ну почти. Только хардкор.

кино рецензия
Статьи по теме
Оставьте свой комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Полное или частичное копирование материалов сайта без согласования с редакцией запрещено.