Простые истины
Казалось бы, все очевидно – нет Denuvo – есть пираты, есть Denuvo – нет пиратов. Используя столь тривиальные понятия легко запутаться и полагать, что или-или. Есть в новеньком ААА-проекте Denuvo – «лицушники» празднуют победу над пиратством. Denuvo взломали? Тут уже пираты говорят о том, что суперзащите пришел конец и «уж теперь-то заживем».
Но выходит новый проект, а «кряк» к нему что-то сильно не спешит. И вот уже снова поднимают голову «лицушники». На деле такие споры, конечно, бессмысленны. Хотя бы по той причине, что никто (даже сами создатели) никогда (ну может разок) не заверял, что защита Denuvo не взламываема и неприступна.
Ее задача – как можно дольше продержать игру на рынке без взломанной альтернативы на торренте. После чего благополучно сдаться и отступить спустя хотя бы несколько месяцев после релиза. И на самом деле такое положение вещей больше всего устраивает издателей.
Большая часть продаж приходится на первое время после выхода игры. Многие нетерпеливые не захотят ждать много месяцев вероятного взлома, а побегут за своей копией как миленькие. Затем подтягиваются те, кто почитал рецензии/мнения и решился на покупку. Ну а потом, через пару месяцев, делается небольшая скидка, на которой игру добирают уже все, кто не хотел покупать за полную стоимость.
Итого это в среднем 80% выручки от игры. Обратите внимание – выручки, но не продаж. В последующие годы игра может набрать еще не один миллион проданных копий. Но то будут версии со скидками в 70-90%, стоимостью в несколько баксов. Основная же цена в 60 долларов пройдет в первый месяц. Затем остаток в 40 – на первую скидку в 33-50%.
Непростая арифметика
Давайте рассмотрим конкретный пример. Deus Ex: Mankind Divided согласно данным SteamSpy купили примерно 340 000 человек. Т.е. примерно проект заработал $20 000 000. В ближайшую распродажу он получит еще примерно 200 000 покупателей или $8 000 000. Итого основной доход игры на PC составит $28 000 000.
Предположим, что Denuvo здесь так и не сломают. Тогда продажи в ближайшие полгода составят еще около 500 000 копий. Или $15 000 000.
Вот здесь наверняка многие зададут вопрос – и как в таком случае издателя может устраивать потеря 15 млн. долларов? Дело в том, что они их не потеряют, а наоборот, приобретут и в некотором роде приумножат.
Допустим, что Denuvo ломают через 4 месяца. На распродаже игра получает ту же скидку - 50%. Как думаете, сколько человек ее тогда приобретут, если рядом на торренте будет лежать бесплатная версия? Не угадали. Игру в среднем купят 300 000 человек со скидкой 50%. Что даст игре еще примерно $9 000 000.
Но 9 не 15. Где взять остальную прибыль? Все просто. После того, как игра появится на торрентах, ее скачают примерно 6 млн. раз. Среднее количество положительных отзывов у игры 65%. Предположим, что такому же количеству пользователей скачавших ее она понравится.
Таким образом, еще 3 900 000 останутся довольны игрой. По самым скромным подсчетам игру на распродаже со скидкой в 75% купит каждый 10-й. Таким образом, игра продастся еще 390 000 раз, что принесет издателю еще примерно $6 000 000.
Осталось только подвести итоги по данному подсчету. Сколько всего издатель заработает на Deus Ex: Mankind Divided. В дальнейшем игру приобретут еще 200 000 раз ($3 000 000 в карман издателю) не зависимо от взлома. Таким образом, с невзломанной защитой игра принесет (все в млн. долларов) - 28+15+3=46. Со взломанной защитой через 3-6 месяцев – 28+9+6+3=46.
Казалось бы, то же самое. Где же выгода издателю от взлома? А теперь считаем по копиям. С Denuvo – 340000+500000+200000=1040000 копий. Без Denuvo – 340000+300000+390000+200000=1230000 копий. Таким образом, без защиты Deus Ex получит:
1. Больше владельцев лицензионной игры;
2. Больше продаваемых DLC;
3. Больше потенциальных покупателей на следующую часть;
4. 6 млн. пиратов, как потенциальных покупателей.
Объективный реализм
Лично мне идея с Denuvo нравится. Рано или поздно такая программа должна была появиться, учитывая разгул пиратства в мире. На одну купленную копию приходится 10 скачанных, в лучшем случае. Я взял 3 торрента разной популярности и посчитал, сколько раз скачали Mafia 3 с момента релиза. 256 000 раз. Всего лишь с трех отечественных торрентов. Какой размах в мире, даже страшно представить. И это при том, что всего в мире было продано примерно 100 000 копий игры.
Для издателя просто страшные цифры. При таком раскладе я удивляюсь, что кто-то что-то еще на PC выпускает. Значит, порты хоть как-то окупают себя. Иначе бы на перенос давно все забили.
В такой сложнейшей ситуации Denuvo выступает своеобразным маяком и лучом спасения для новых игр. Теперь на старте игра получает действительно реальные продажи на том уровне, на котором ее оценят игроки и отдадут свои кровные за возможность владения продуктом.
К сожалению, пока что ни одна игра с Denuvo не сумела выстрелить достойно.
Контроль качества
Но здесь лбами столкнулись 2 технологии – Denuvo и «перспективный» DirectX 12. Поэтому сказать однозначно – кто виноват – крайне сложно. Или просто кривые ручки разработчиков не позволяют привнести в проект оптимизацию.
Как бы то ни было – делать предзаказы и покупать игры на старте практически потеряло смысл. Практически гарантировано игрок получит неоптимизированный кусок кода, который в лучшем случае поправят через пару месяцев. Ну а там и скидочка в 33% подоспеет. Если, конечно, игру быстренько не взломают и не выложат на ближайший торрент.
Или если, проводя аналогию – PC-игрокам продают автомобиль. Хороший, красивый. Даже красивее, чем у конкурентов. Только руль плохо слушается и двигатель барахлит, и колеса квадратные. Замена в будущем бесплатная, только будете ли ждать и не разобьетесь ли нахрен.
И даже новое современное оборудование не гарантирует улучшение ситуации. Помню, как где-то с полтора года назад вышел Batman: Arkham Knight. Вроде бы прорывная 900-я серия от Nvidia просто повесилась от уровня оптимизации. Про 700-ю серию и говорить нечего. Мы же с Xboy (http://simhost.org/user/XBoy360) вполне комфортно играли на GTX 670. Вот как это объяснить в рамках современной индустрии? Только достаточно хреновым контролем качества.
Преждевременная denuvезация
Впрочем, не так все плохо. Есть шанс, что в скором времени издатели поймут, что их беда - не пираты, а они сами и их отношение к оптимизации. Когда эта светлая и очевидная мысль посетит большинство издательств, возможно тогда мы будем получать наконец-то приемлемое качество и достойную оптимизацию на старте, а не через полгода или даже год (МК Х тут поставил отличный рекорд по уровню поддержки PC-игроков).
Denuvo, конечно, никуда не денется. Более того, все больше и больше игр будет выходить вместе с ним. Но и взломщики и «кряки» никуда не денутся. Не сразу, конечно, но появляться будут. А игрокам останется только сделать выбор – заплатить за качественный продукт или мучительно ожидать «пиратку».
7 комментариев
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.