Если вы следили за Get Even с момента её анонса еще в 2013 году, вы, скорее всего, не имели ни малейшего понятия, о чём эта игра. Что там говорить – я до сих пор впадаю в некоторое смятение при попытке охарактеризовать данный проект. Нужно отдать должное студии The Farm51, сотрудники которой последние четыре года были довольно скрытны, когда речь заходила об их детище, и лишь по завершении прохождения становится понятно почему. Это не совсем обычный опыт для видеоигр, чтобы можно было обрисовать её в одном предложении. И дело всё в многослойности проекта, а на вопрос о том, как поляки справились с наложением этих самых слоёв, вам ответит наш обзор Get Even.
Завязывается игра на задании Коула Блэка, частного детектива и наёмного убийцы, которому необходимо спасти девушку, находящуюся в заложниках у неизвестной группировки. При обнаружении её оказывается, что на груди у бедняжки привязана бомба, которая вскоре взрывается, после чего Коул приходит в сознание возле учреждения, с кучей вопросов о своём прошлом. Подобная подача интересна своим вовлечением, когда главный герой вроде как всё знал, но при этом ему предстоит на пару с игроком заново разбираться что к чему. Словно какой-нибудь интересный сериал, включенный на середине сезона, в котором хочется всё понять здесь и сейчас.
С момента появления Блэка начинает появляться и более подробная информация о прошлом протагониста. Точнее, рассказывает о нём загадочный персонаж по прозвищу Рэд, который предварительно нацепил на голову Коула гарнитуру Pandora – устройство, позволяющее носителю переживать события прошлого.
На протяжении всей игры мы узнаём о проблемном прошлом Блэка, включая его карьеру преступника. Перво-наперво, он окунается в воспоминание о краже невероятно удобного углового пистолета. Используя Corner Gun можно отстреливать противника, спокойно укрываясь за углом. Знаю, о чём вы сейчас подумали: «Разве это не просто оружие, установленное на подставку с прикреплённым к нему смартфоном?». Формально, да, однако на этом телефоне также есть и другие приложения, жизненно важные для профессионального следователя, а когда прижмёт, и для убийцы.
Тепловизор, пожалуй, самое нужное из всех, особенно когда решаешь вступить в перестрелку при помощи Corner Gun; ультрафиолетовый свет выручит в решении сложных головоломок; карта зданий подсветит врага и укажет на важные точки для взаимодействия; а функция сканера позволяет обнаружить ключевые улики.
Но самая, своего рода даже революционная, механика, привнесённая The Farm51, это всё-таки угловая установка. Причём настолько очевидная, что я даже немного в недоумении, почему до сих пор подобное не распространено в шутерах. Ближайший аналог по применению – клеевая пушка из недавнего Prey. И если отсутствие подобного инструмента в боевиках от первого лица можно технически оправдать поломанным балансом, то более уместного применения, чем в Get Even, ей не найти.
Хотя бы потому, что это не совсем шутер, точнее, не только он. Игра с первых же минут заявляет о последствиях совершения убийств, а посему на ранних порах большая часть уровней проходится без особых трудностей в полном стелсе. Основной упор в геймплее завязан на использовании телефона. Несколько приложений одновременно открывать нельзя, поэтому приходится постоянно жонглировать ими, переключая фонарик в тёмных местах на карту, чтобы сориентироваться, карту сменяя на камеру для запечатления улики и так далее. К подобному быстро привыкаешь, но в виду местной темноты, света на смартфоне хотелось бы стабильного.
Темно же здесь потому, что больница была давно заброшена, а бродить по ней предстоит много. Блуждая по грязным, полуразрушенным коридорам, иногда приходится расправляться с агрессивно-настроенными пациентами, которые самым нечестным образом для моей психики выбегали навстречу. Исследуя лечебницу, Блэк находит различные записи, фотографии и прочее, что заполняет пустые фрагменты в памяти, путём переживания определённого момента из жизни детектива.
Справедливости ради, Get Even чувствует себя куда лучше именно в исследовательские моменты, потому что шутерная часть сделана по худшим лекалам польских игр – тупые, стоящие за одним укрытием враги и скучная стрельба, не производящая никаких эмоций, взывают к дежа вю о качестве прошлых проектов студии. Единственным светлым пятном является интересная возможность возвести телефоном отсутствующие в реальности укрытия в виде автомобилей или целых стен. И куда приятнее следить за историей крадучись. Кто знает, может по этой самой причине разработчиками и была придумана условность негативного влияния убийств?
В мирное время окружение представляет собой серые, мрачные лабиринты комнат, тягучая атмосфера которых подчёркивается всякими полицейскими отчетами и другими документами, заполняющими пробелы истории. Но регулярно исследовательская часть в один момент сменяется дурацкими скримерами и неуместным нагнетанием музыкой какого-то ужаса, на самом деле не происходящего. А уже через минуту, словно Коул одевает классическую шляпу следователя, мы снова ищем вещдоки на месте преступления.
В результате, Get Even чувствуется чем-то неопределённым, чем-то неуклюже напичканным кусками из других игр, в результате чего всё прохождение имеет толику бессвязности. Ни одна механика не успевает раскрыться за десять часов, что длится игра. The Farm51 попытались сочетать множество жанров в одном флаконе, не уделив при этом должного внимания ни одному. И от того становится обидно за идейный стержень проекта, который так и не получилось нарастить вширь, из-за чего остриё Get Even регулярно ломается.
Первое время в голове мелькает мысль, что полякам наконец-то удалось покинуть стан аутсайдеров: вот здесь отмечаешь нотки «Пилы», тут виднеются следы Outlast и Condemned. Чем не отличные источники вдохновения? И желание разобраться в происходящем всегда одерживает верх над чувством жутковатой мистики.
Отдельная история в потрясающем саундтреке, написанном Оливье Деривьерой, и в работе над звуковым дизайном в целом. Например, чем ближе главный герой приближается к цели, размеренные меланхоличные мотивы сменяются более гнетущей музыкой, сильнее и сильнее делая акцент на тиканье часов. Таким образом усиливается эффект триллера. Подобный приём используется на протяжении всей игры.
С визуальной стороны нареканий тоже нет. Get Even, несмотря на анонсированный материал, пусть и ни разу не соответствующий результату на релизе, имеет приятную картинку, динамические тени и прочие современные примочки. Для игры за 30 баксов требовать что-то большее было бы кощунством, а отретушированными кадрами сегодня не балуются только самые смелые и уверенные в себе.
Мне нравится игровой процесс, когда переключаешь приложения на своем телефоне, используя тот же УФ-свет, чтобы разглядеть скрытые следы, или карту с обозначением врага. Просто, интуитивно, и понятно, да и таким образом больше ассоциируешь себя с главным героем-детективом.
Вот только это работает до тех пора, пока The Farm51 не переключаются со скоростью пикирующей совы на совершенно другое, либо банально начинают повторять то, что вы делали несколько минут назад. Пугающие моменты вскоре будут лишь раздражать своими всё более дешёвыми приёмами. И разработчики не ограничиваются только скримерами. Повторяемость достигает каких-то абсурдных масштабов, буквально покадрово напоминая во второй половине то, что было не так давно. Если вам понравятся головоломки с поиском кодов для ввода с клавиатуры, а также хоррор в первые три часа, и захочется больше, то будет вам.
Кроме всего прочего, разработчики в интервью и трейлерах говорили о нелинейности повествования. Чего там у них получилось? Да понятия не имею. На определённом этапе я понял, что до окончания Get Even осталось часов 5-6, и если ранее приходила мысль перепройти игру, дабы изучить развилки, коих достаточно, то уже по завершении прохождения она испаряется, а пальцы инстинктивно кликают по игре в библиотеке, «Удалить». Почему? Потому что лично для меня история вышла лаконичной и слишком тяжёлой из-за геймплея, чтобы оттолкнуть всякое желание повторного запуска.
У студии The Farm51 были большие амбиции и воображение, но, к сожалению, они повторили историю не такого давнего Sniper: Ghost Warrior 3, где наполеоновские планы вышли им же боком. Get Even, безусловно, на три головы выше симулятора снайпера от City Interactive, и для одноразового прохождения она вполне годится. Возможно, просто не стоило вводить некоторые механики (особенно стрельбу), а сосредоточить силы на исследовательской части. Почему я вынужден следить за оригинальной интересной историей, пробираясь (или крадясь) через нелепо расставленные боевые стычки? Не будь подобного беспорядка, сюжетная линия получилась бы куда более цельной и самодостаточной, и может, даже претендовала бы на открытие года.
Оставьте свой комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.