simhost

«Воздух»: антивоенная поэма Алексея Германа — младшего о чести и меланхоличной верности Родине

«Воздух»: антивоенная поэма Алексея Германа — младшего о чести и меланхоличной верности Родине
18 января на российские экраны кинотеатров вышла картина «Воздух» режиссера Алексея Германа — младшего. Сложная история о доблестной службе летчиков в трудное для страны время раскрывает непреодолимое желание жить и обрести справедливость.

Бесцветная весна 1942 года. Ленинградская «Дорога жизни» дрожит от морозов и авиаударов немецких бомбардировщиков. В полк к командиру Астахову (Сергей Безруков) приезжают юные выпускницы летного училища. Задача — обеспечить безопасность важного участка и не позволить оставить город без провизии. Вдохновленные патриотизмом девушки сначала сталкиваются с классическим сексизмом, мол, место женщины на кухне, а не за штурвалом самолета, а после свои телом чувствуют силу войны и жесткой посадки. Иллюзии упорхнули, оставив суровую действительность без уверенности о завтрашнем дне.


По трейлерам фильма «Воздух» может сложиться впечатление, что Герман — младший снимает ответ «Т-34» Алексея Сидорова. Самолеты с красной звездой на борту забирают слово у танков, яркие взрывы уступают место блеклому и туманному небу, а громогласные выкрики «За Родину» делают рокировку с тихими размышлениями о бытии. Однако презентация жизни молодых летчиц не обладает признаками блокбастера, не рвет на себе китель и не сбрасывает рьяно с головы фуражку. Герои постепенно приспосабливаются к суровым условиях: сирены, обстрелы, разговоры о смерти и бескрайняя надежда в глазах сослуживцев.

Кажется, что после вступительной жуткой сцены уничтожения советской колонны германскими истребителями и знакомства с главными лицами Герман — младший совершит невероятный трюк и покажет войну по-другому, по-Германовки. С чувством радости, гордости, любви, гнева, печали и сожаления. Однако чем дольше шел фильм, тем больше приходило осознание. Ничего не будет. Лишь затяжные полеты, рассуждения о важности человека и Родины, да отстраненное мурчание о доме, поцелуях и снах. Только при упоминании доносов речь героев обретает звук, строгость и такт. 
В «Довлатове» Герман — младший показывал красивую поэзию жизни, которая замерла на месте. В «Воздухе» для бесед о трагичной поэзии полета не хватило ни вдохновения, ни рифмы, ни образов. На экране рождаются привычные типажи, которые не играют на струнах зрительской души. Целеустремленная Женя (Анастасия Талызина) пронзительно вглядывается в серое небо, ищет любви и живет местью. Как положено времени — она дитя несправедливо расстрелянных родителей. Конечно, дальше было сложное детство, насилие и опустевшая душа, которая витает в дымных облаках фронта. Рядом служат мечтающая Катя (Аглая Тарасова), москвичка Маша (Кристина Лапшина), да грузинка Марика (Юлия Шишова). Подруги обсуждают прошлое, боятся вылетов и высматривают на горизонте спасение. Будто там, на расстоянии вытянутой руки их ждет ослепительный луч, за который можно будет подтянуть солнце и почувствовать недолгое тепло и спокойствие.
Ощутить войну позволяет небольшая сцена сталинградской битвы, где кровь, грязь и сырость тяжким грузом живут на телогрейках советских солдат в склизких окопах и ямах от ракет. Благодаря изумительной работе художницы Елене Окопной холодная реальность Великой отечественной войны сходит с экрана в зал кинотеатра. Именно в этот момент происходит учащение пульса, статус переживания возрастает, и впервые вгрызается осознание, что события обладают переломным характером. Поэтому спустя время, герои пусть и скромно, но улыбаются и обнимаются от новости об освобождении Сталинграда. 

В результате саморазрушающее естество войны у Германа — младшего появляется только в форме материального ущерба в виде уничтожения аэродромов. Сущность войны, ядовитое ядро, разрушающее судьбы, спрятано за кадром, словно режиссер сам боится его, поэтому не подпускает к нему никого. «Воздух» мог стал симфонией героизма и доблести, которая была бы способна соперничать в сложности исполнения с «Дюнкерком» Кристофера Нолана и продолжить культуру показа беспрецедентной стойкости и гуманности души русского человека. Однако все свелось к одинокой мертвой петле, да простирающимуся по скулящему небу следу дыма от подбитого самолета.
Статьи по теме
Оставьте свой комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Полное или частичное копирование материалов сайта без согласования с редакцией запрещено.